Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Куда уходит современная поэзия?

Поэт Антон Чёрный в статье «Консервативный манифест», оценивая состояние современной русской поэзии, пишет: «Иерархия и читатели утрачены, направления зашли в тупик, гений не появляется, да его уже никто и не ждёт. Об упадке говорят все, независимо от возраста или взглядов».

Далее Антон Чёрный задаёт вопрос «Кто же убил поэзию?» и рассматривает пять версий:

— наступление эры информационных технологий, которые оттесняют стихотворцев, отбирая их аудиторию, оказывая на неё отупляющее воздействие; (полагаю, что, если с этой версией и можно согласиться, то лишь частично);

— потеря читателя как следствие первой причины; (с этим тезисом можно и нужно поспорить);

— графоманизация поэзии; (думаю, что с этой версией желающих спорить не найдётся);

— исчерпанность псевдоконцепций: кризис объясняется тем, что два разнонаправленных вектора, которые мы условно назовём «новизной» и «контрновизной», зашли в тупик; (эту версию надо сразу отбросить как явно несостоятельную);

— усталость системы. Автор этой версии литературный критик Сергей Фаустов считает: «Система, формировавшаяся столетиями и включавшая в себя поэтические школы и объединения, системы стихосложения и наборы приёмов, модели поведения поэтов, читателей, издателей и так далее дошла до предела своего развития и близка к хаосу».

Мне представляется, что Антон Чёрный не озвучил главную версию: четверть вековую политику государства по снижению интеллектуального уровня и общей культуры народа. А с этим тезисом спорить невозможно, поскольку многочисленные факты (их перечисление займёт не одну страницу) подтверждают этот вывод на все сто процентов.

Максим Воробьёв в статье «Трагедия русской литературы» невесело констатирует: «Культура чтения не исчезла в одночасье. Она постепенно угасает уже на протяжении более 20-ти лет. За это время появилось новое поколение, изначально не приученное много и вдумчиво читать».

После реставрации капитализма в России, из каталога профессий исчезла профессия «писатель». Есть профессия «диджей», есть профессия «частный детектив», а профессии «писатель» нет. По мнению руководителей России, диджей или частный детектив нужнее народу, чем писатель, поэт, драматург, литературный критик или литературовед. Людям, оказавшимся у власти,  наплевать на то, что после распада СССР двадцать пять миллионов русских остались за пределами России, и значительная часть их являются «негражданами» страны, в которой они проживают. Например, в Прибалтике. А тут, подумаешь, какая-то литература, какие-то писатели и поэты. Посмотрите, кто ходит в помощниках и консультантах по русской литературе у президента. Вдова Александра Солженицына.  Дальний родственник Льва Толстого. Складывается впечатление, что заслуги перед российской словесностью передаются по наследству.

В прошедший Год Литературы литературная общественность активно боролась за то, чтобы в России, наконец-то, снова появилась профессия «писатель», но — увы! А уж о существенной материальной поддержке писателей (живи, как знаешь) и читателей (плати за каждую книгу 300-500 рублей) со стороны государства и говорить не приходится. Как тут не вспомнить лозунг Д. Медведева «Денег нет, но вы держитесь!» И премьер  не только восклицает, но и учит, каким образом  этот лозунг претворить в жизнь. Например, учителям рекомендует уволиться и заниматься бизнесом. И некоторые учителя-словесники уже последовали его примеру. Тезис «денег нет» хорошо усвоили и сотрудники библиотек. По данным Министерства культуры с 2000 по 2017 год в России закрылось 13 тысяч библиотек! А ведь библиотеки – это больше, чем книги, это — жизнь духа.

Но что же думают сами литераторы о положении дел в современной поэзии? Если свести множество высказываний воедино, «высвечиваются» два мнения.

Поэтесса Раиса Боровикова: «Мне кажется, что востребованость поэзии – это некоторым образом показатель экономического и социального благосостояния любого государства. Когда люди сосредотачивают все силы на том, чтобы выжить, им не до изящной словесности».

Поэт Александр Кушнер: «Меня утешает, что сегодня много настоящих поэтов. Я не могу сказать, что поэзия пребывает в упадке. Волноваться не стоит».

Хочется спросить А. Кушнера: почему этих «настоящих поэтов» не видно в «ведущих» литературных журналах и почему он не назвал ни одного имени?

С каждым годом читателей современной поэзии становится всё меньше. Судя по откликам в Интернете, деградация поэзии волнует многих россиян. Вот что пишут пользователи:

— «С творчеством современных поэтов практически не знаком, хотя читал стихи в «Новом мире», но не могу ничего вспомнить»;

— «Тиражируют сейчас одних «знаменитых» бездарностей, поэтому поэзию (настоящую) вы на прилавке не найдёте»;

— «Авторы рванули в какие-то крайности, вроде психоделики. Литературные конкурсы выигрывают откровенно отвратительные и слабые стихи. Сейчас в русской поэзии царствуют тёмные времена невежества»;

— «За современной поэзией слежу, но любимых авторов пока что нет»;

— «Иногда попадается стихотворение современного автора, которое нравится. Новый Мандельштам пока не попадался»;

— «Да я бы не сказал, что это графомания. Всё, вроде, на месте: неплохая рифма, образы… Но перечитывать и запоминать наизусть не хочется… Прочитал и забыл»;

— «Помните высказывание «Таланту надо помогать, бездарности пробьются сами». Только вот  как разглядеть настоящий талант, когда вокруг столько щелухи?»;

— «Я не слежу за современной поэзией, но то, что попадается, не впечатляет, вторичное всё какое-то, а то и вовсе бессмысленное…»;

— «Честно говоря, не купила бы ни одной книги современных поэтов»;

— «Нет, они всё равно бред пишут»;

— «Поэзия утратила свои возвышенные позиции и влияние на нашу жизнь, потому что мы сами черствы; для нас чужды откровенные, искренние чувства.… Грубеем. Черствеем. Утопаем в равнодушии. Каждый за себя. Даже страшно как-то»;

— «В 60-70-е годы было достаточно талантов, и они собирали залы и стадионы. А кто сегодня пойдёт на наших посредственностей и бездарей?»;

— «Я не могу читать Полозкову. Эта современная поэзия рассчитана на людей с неприхотливым художественным вкусом».

Кстати, многие называют Веру Полозкову чуть ли не самым выдающимся современным поэтом; утверждают, что только она собирает сегодня залы, куда люди приходят послушать её стихи в авторском исполнении и платят за это деньги. А спектакль «Вера Полозкова. Избранное»  пользуется шумным успехом. Стихи в этом спектакле читает Полозкова и актёры. Со сцены в зал периодически летит нецензурная брань — и как отзвук… восторженные отзывы о спектакле в Интернете. Что это? Назвать это «действо» подъёмом поэзии язык не поворачивается. Заподозрить Полозкову в графоманстве – не совсем справедливо. Скорее всего – это иллюстрация всеобщей деградации: и тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. К сожалению, многие не понимают, что безнравственность общества – это гноящаяся рана, отравляющая весь организм. Если посмотреть указанный спектакль и проанализировать стихи Полозковой, сам собой напрашивается вывод:  «гельманы» снова пошли в атаку.

Афанасий Ботяновский в статье «Куда ведёт нас Полозкова?» с иронией пишет: «Чтобы понять Полозкову, нужно пожить в мегаполисе: походить по ресторанам, стриптиз-барам, казино. Покурить на остановке. Помёрзнуть. Поехать потом домой на такси, принять ванну, выпить мартини и … открыть томик Полозковой».

Вот уж действительно парадокс эпохи: рождённые ползать взлетают.

В последнее время всё чаще звучат голоса тех, кто вольно или невольно бросает тень на поэтов-классиков русской литературы. Дескать, наступила новая эпоха, — значит, и поэзия должна быть другой. Например, на этой волне  главный редактор «Нового мира» А. Василевский за одним из «круглых столов» громогласно заявил, что поэзия частично «уходит» к рок-группам, которые исполняют рэп. Давайте посмотрим, есть ли там поэзия. Одна из рок-групп поёт:

Ка-тет:

Вот он, экологически чистый

Электромобиль – ходу!

Плевать ядом в кого-то как кобра в

Эпицентре пробок – к чёрту!

Пусть вьётся дорога за горизонты

Стончается контур.

Бросается асфальт под колёса.

Тут всюду столько хромых, хоть это не

Комптон.

А вот припев песни «Машина прогресса», которую исполняет рок-группа «Би-2»:

Чёрный чёрствый хлеб

Тупой ломает нож.

Уставлены глаза

В размытый горизонт.

Вот какую «поэзию» поёт рок-группа «Земля Санникова»:

Этот белый восход,

Солнце погибает раз в год.

Я изъездил бы эту кобылу до смерти,

Сунул её себе под капот.

Утро как горький love road,

Окна фифа надкроет (В гроб).

Рою в коридоре по битам для тайных

Ходов, как роет крот.

Видимо, А. Василевский (как и некоторые другие литераторы) всерьёз считает, что это — поэзия или просто надеется на то, что «пипл всё схавает».

Танки без экипажа и без снарядов – это для боя просто груда металла. А чтобы «в бой» вступала поэзия, надо, кроме талантливых поэтов (а они у нас, вне всякого сомнения, есть), иметь литературные журналы, которые бы их публиковали. И, конечно же — образованных читателей (а таких, к сожалению, становится всё меньше).

Давайте не будем забывать мудрые слова А. Эфроса из статьи «Дух классики», опубликованной больше ста лет назад: «Из глубины человеческих душ поднимается с каждым днём всё сильнее жажда: ясности, гармонии, простоты. Вот почему так влечёт нас классика, строгость её форм, равновесие её частей, точность её просодии. Вот почему, как дуновение свежего ветра, вдыхаем мы веяние классической традиции прошлого, и её столетние создания опять молодо зеленеют для нас. Это голос учителей, переживших то же. И прислушиваясь к нему, мы учимся».

Да, учиться надо до тех пор, пока есть учителя!

Так куда же всё-таки уходит современная поэзия? Да никуда она не уходит. Это общество, потерявшее ориентиры, навешавшее на себя побрякушки западных ценностей, мечется, как слепой, пытаясь нащупать правильную дорогу. И поднятая словесная пыль скрывает настоящую поэзию. Но пройдёт время, — и пыль рассеется.

Валерий Румянцев


комментариев 8

  1. Пётр Колбаскин

    Кто знает, может эта круговерть, что закружила мысли в одночасье, попытка боль фантомную избыть, восполнить чем-то страшную потерю своих корней?..

  2. Z-Game

    Не согласен с предыдущим оратором, где вам желчь мерещится?

  3. Гойе

    Статья наполненная желчью. Особенно порадовал момент, когда автор показывает читателю половину катрена (по сути, вырванный из контекста кусок без начала и конца) группы Би-2 и говорит, мол, вот это современная поэзия? А полностью прочитать всю песню или хотя бы это четверостишие терпения не хватило? И да, текста песен, а уж тем более рэп, нельзя оценивать как стихи, в отрыве от бита, потому что они должны читаться/петься определённым образом и с расстановкой ударений в определённых местах, а не так, как читаются обыкновенные стихотворения. Ритм там задаётся музыкой и короткую строчку можно растянуть, а длинную — сократить, что совершенно изменит вид текста. По мне так это слишком поверхностный взгляд на поэзию, автор меня разочаровал.

  4. Евгений Вермут

    «Поэт Александр Кушнер: «Меня утешает, что сегодня много настоящих поэтов. Я не могу сказать, что поэзия пребывает в упадке. Волноваться не стоит».
    Хочется спросить А. Кушнера: почему этих «настоящих поэтов» не видно в «ведущих» литературных журналах и почему он не назвал ни одного имени?»
    ————————————-
    По-моему, автор статьи сам не верит в «настоящих поэтов». Какие имена можно привести? Сейчас не 19-ый век и даже не первая половина 20-ого. Общий интеллект у людей возрос. И раньше было трудно пробиться, а сейчас новые или, так называемые, поэты расплодились сотнями тысяч. Было бы глупо говорить, что все они — бездарности. «Пушкиных», которых когда-то был один, сейчас, думаю, тысячи. Ну, хорошо — сотни. Разве возможно в такой, извините, толчее назвать избранных. В наше время известность и сомнительная слава приходят с помощью «дружеских» связей и хороших денег. Сейчас вступить (в большинстве случаев) в какой-нибудь Союз писателей плевое дело. Достаточно издать пару-тройку книг и найти парочку рекомендующих. А издать за собственные деньги можно любое убогое произведение. Издателю плевать чего ты там натворил в своем романе. Ты заплатил, ну и спасибо.
    Чтобы обсудить эту статью, нужна еще одна статья. В одном комменте это не сделаешь.

  5. елена

    Со многими постулатами статьи согласна. Уходит, может быть, не поэзия, а культура изложения мыслей поэта. Некоторые стремятся быть ближе к толпе. А обязаны тянуть вверх! Не умеют… Графоманов обилие и засилье. Настоящего текста не умеют многие создать, а требуют отнестись к себе как к достойной пишущей единице. Мнений не принимают, упиваются собой. Издаваемые поэты, конечно, участвуют в массовых сборищах, чтобы книги покупали. Читали «Селфи»? там многое соответствует данной статье!

  6. Петр Мракевич

    Были! Были уже в подполье мы , не далее как 40 лет назад… Знаем! «Эрика» там берёт четыре копии самиздата, и кроме крыс там ничего и никого не оказалось в этом антисоветском подполье… Не партизаны мы и не подпольщики, не сталевары мы, не плотники, а просто мы — хе.. хе.. фиговые работники…
    Ну как-то так!

  7. Алексей Курганов

    Согласен: поэзия исчезнуть НЕ МОЖЕТ. Но вот уйти в подполье — запросто. Увы.

  8. Любовь Рыжкова

    Что за замечательная статья замечательного автора! Пока только-только ознакомилась, позднее прочитаю внимательно, пока — лишь благодарность!

Добавить комментарий для Петр Мракевич Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика