Суббота, 20.04.2024
Журнал Клаузура

Актуальный разговор: «Подмосковная Коломна – готовая декорация для пьес Островского»

В этом году, 12 апреля, исполнилось 195 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Согласен: не юбилей, поэтому хочется надеяться, что через пять лет его двухсотлетие у нас в стране будет отмечаться с размахом, причём огромным. И тем не менее, сегодняшний НЕюбилей – тоже повод поговорить и о Островском в частности, и о театре вообще. Мой собеседник – культуролог и, насколько я знаю, заядлый театрал Сергей Коновалов.

Курганов:Сергей Владимирович, какая из пьес Островского вам, как говорили в его времена, «глянется» больше других?

Коновалов: — «На всякого мудреца довольно простоты». Причём в постановке театра имени Вахтангова 1968 года. Да-да, который с Яковлевым, Гриценко, Максаковой, Волынцевым, Плотниковым, Малявиной и другими.

Кстати уж коли заговорили о юбилеях. В этом году этой пьесе исполняется 150 лет (она впервые была поставлена первого ноября 1868 года в Александринском театре)

— А чем она вам «глянется» и почему именно эта вахтанговская постановка?

— По перовому вопросу. «Глянется» именно искренностью персонажей.

— Вот те раз! Глумов, Мамаев и Мамаева, Городулин, Турусина и все прочие – искренние люди? Да это же образцы лицемерия и фарисейства!

— … и именно в своих лицемерии и фарисействе они совершенно искренни!

Ещё. Пьеса замечательна ещё и своей актуальностью. Она совершенно, что говорится, «вписывается» в нашу сегодняшнюю действительность. К нашему сегодняшнему разговору я специально приготовил  одну цитату из ТОГО, «островского», времени. Вот, пожалуйста: «Островский, — писал в 1869 г. критик Е. Утин, — почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: он инстинктивно понял, что Жадову больше нет места, и взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы, презирающего всем и всеми для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера». А? Каково? Попадание в нашу современность стопроцентное!

— Как сказать… Карьеристов всегда хватало и хватать будет. Вне зависимости от времени. А постановка в Малом театре 1935 года?

— Садовского? С Царёвым, Турчаниновой, Рыжовым и прочими корифеями? Не впечатлила.

— А мхатовская постановка, где в роли Глумова – Безруков, а Мамаевой – Зудина?

— Тоже не то. Не покидало ощущение, что смотрю студенческую работу.

— И опять спорное ощущение, но ладно. Предложу параллельную тему. Как вы относитесь к любительским театрам?

— Великолепно. Помните замечательную фразу из фильма «Берегись автомобиля!»: «Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка.».

— Понимаю. Шутка.

-… в которой есть доля истины. Причём изрядная! Сегодня принято ругать Советскую власть (а чего не ругать, если это совершенно безопасно!), но именно при Советской власти так называемые народные театры существовали чуть ли не при каждом Доме или Дворце культуры. И это правильно! Народ массово приобщался к театральному творчеству! Что сейчас? В той же Москве — больше полутора сотен театров. Их заполняемость? Что говорится. «оставляет желать». Зато все эти полторы сотни считают себя профессионалами! Но ведь этих, с позволения сказать,  профессионалов надо содержать – а на что, если они и половины зала не собирают? Ситуация!

— И как из неё выбираться?

— Переводить на самоокупаемость. Сколько заработали, пусть столько и получают. Кстати, недавно по телевидению (канал «История») в передаче, посвящённой Табакову, он говорил, что сразу же по приходе на должность худрука МХАТа предложил платить актёрам исключительно по их работе. Без всякого учёта их «народных» и «заслуженных» званий и прочих заслуг. И это правильно. Не нужно кичиться! Нужно работать!

— И снова о любителях. Коломна – театральный город?

— Не сказал бы, но интерес к театру есть, и интерес давний. Вот самый свежий пример: постановка группой энтузиастов пьесы М. Старицкого «За двумя зайцами». Причём постановки не в зале, а именно что на улице в живых, так сказать, декорациях, в так называемой музейной фабрике коломенской пастилы.

У Коломны всегда  были и есть большие перспективы для кино и театра. Старая часть города это же по сути одна большая декорация для тех же пьес Островского!

— И на этой оптимистичной ноте мы и закончим наш сегодняшний разговор. Спасибо, Сергей Владимирович.  

Беседовал: Алексей Курганов,

прозаик,

г. Коломна (Московская область)

На фото: «За двумя зайцами», август 2018 года, Коломна, Музей пастилы


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика