Среда, 18.09.2019
Журнал Клаузура

Догадка

Пишу в расчёте, что вы, читатель,  или помните «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, потому там, что страдал от боли в голове из-за контузии), или перечитаете её до или после прочтения этой статьи. – Итак.

Вы обратили внимание, что на месте действия нет следов центрального управления?

«Отец работает — сено косит. Брат работает — сено возит».

И никто ими не командует. Мало того, государство поделилось с народом монополией на применение силы:

«…отец Мальчиша подошел к стене, снял винтовку, закинул сумку и надел патронташ».

Как нынче в полунацистской Украине, оружия полно на руках у людей, сочувствующих нацистам («Москаляку на гиляку»), считающих восставших против нацизма донечан колорадами (вредными насекомыми) и ватниками (не ориентированными на рационализм, индивидуализм и Запад, как его центр и средоточие прогресса в виде эры Потребления). – Отличие только в том, что в СССР (в месте действия сказки) в 1931 году уж 9 лет, как не было гражданской войны, а на Украине – есть.

Соответственно на защиту границы, где не ждали нападения (как в Дагестане в 1999 году не ждали нападения из Ичкерии), созывает не центральная власть, не военкомат:

«…стоит у окна всадник. Конь — вороной, сабля — светлая, папаха — серая, а звезда — красная.

—Эй, вставайте! — крикнул всадник. — Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин».

А что такое «папаха»?

«Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема» (Википедия).

Значит, человек в папахе не военный.

Знаменательно происхождение самого слова Кибальчиш. Гайдар услышал его от одного исследователя старины на Кавказе. Там-де тысячи лет назад жило племя так называвшихся низкорослых людей, не выше 120 сантиметров. – Понимай, какое разнообразие было. Какая особенность у кого, тот её и сохраняет. Самобытно. Не то, что буржуазность, утилитаризм (да и лжесоциализм), убивающие уникальность.

Теперь – эта форма былинного сказа… Специальные слова: «жил да был». Троичность: «где рожь росла, где гречиха цвела, где среди густых садов…», «Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни…». Постоянные места: «…не засыпается. Вдруг слышит он на улице топот, у окон — стук», «Лег он к ночи спать. Вдруг слышит он на улице топот, у окошка — стук». Параллелизмы: «Отец работает — сено косит. Брат работает — сено возит», «то ли что-то гремит, то ли что-то стучит». Словесные повторы: «дальние-дальние», «громко-громко», «мальчиши-малыши». Гиперболы: «Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари». Антитезы: «я жизнь круто прожил, и пожить за меня спокойно, видно, тебе», «Было полбеды, а теперь кругом беда».

Вспоминается фольклор. А это – самодеятельность народа.

То есть мы во многом тут имеем дело с самоуправлением. Тем, что мыслилось наступящим лишь при коммунизме. Ну, разве что, социализм тут, в сказке, мыслится как строй обеспечивающий ежедневное увеличение самоуправления за счёт государства с перспективой полного вытеснения государства из управления. А пока государству отдана функция защиты от внешней агрессии. Беда лишь в том, что «Пришла беда, откуда не ждали… [и надо] звать на помощь далекую Красную Армию». Далёкую. И у отца ружьё на стене – против местной бунтующей мелочи. Как у майдановцев против одесских антимайдановцев 2 мая 2014 года. Разве что убивать из винтовки бунтующих предполагалось в сказке, а не сжигать предварительно согнанных в помещение, как в Одессе.

Изрядное самоуправление, в общем, в сказке. Какое стихийно становилось по всей России с февральской революции 1917 начиная и продолжившись до 1918, до начала гражданской войны, когда в Советской России «Существовало летом 1918 года по крайней мере 30 «правительств»… Края и губернии, в свою очередь, распадались на более мелкие административные единицы, самой важной из которых была волость…» (Ахиезер. https://culture.wikireading.ru/16776).

Строго говоря, идеалистами имелось в виду, что централизм нужен лишь для войны, а при дальнейшем мирном переходе к социализму он станет исчезать.

Фактически же – всё пошло наоборот. И это был ужас. Может, даже неосознаваемый.

«И все бы хорошо, да что-то нехорошо».

Сказка писалась в разгар коллективизации. Которая шла с перегибами. 2 марта 1930 года Сталин даже против них выступил, но лишь для вида. Беда продолжалась. И лично гайдаровской душе спастись от неё можно было только воспоминаниями, когда централизация была безоговорочно нужна или фантазируя случаи, когда она нужна: «Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин», «Много буржуинов, да мало наших», «И помощь близка, да силы нету».

Строился лжесоциализм, а не социализм. И длиться это могло только при угрозе войны (с Англией, Румынией, Польшей, потом с Японией, с Германией, а после победы над ними – с США и всем Западом). А как помирились, так СССР и рухнул.

И это предчувствовалось Гайдару и в 1931 году. И даже как бы предсказано оказалось:

«Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство». – И предал.

И потому – трагическая сказка создалась. От недоосознавания, что им движет (а им двигал подсознательный идеал анархизма), сказка получилась героическая. Направленная больше против буржуинов, а не Плохишей.  Более того, «В то время счастливая концовка в литературных произведениях, как и в сказке Гайдара о Мальчише Кибальчише почти не рассматривалась» (http://22-91.ru/statya/skazka-o-voennojj-tajjne-malchishe-kibalchishe-i-ego-tverdom-slove-arkadija-gajjdara/22.10.2014). И в силу этого произведения получались художественными, а не приспосабливающимися к суровому времени действительного  ожидания войны.

Гайдара чуть не расшифровали. Спасло его от ареста в 1938 только выдвижение его Фадеевым на награждение орденом Знак Почёта.

Но анархизм был лишь в подсознании Гайдара. В сознании был лишь героизм во имя Справедливости.

Для сознания этого и отяжелена сказка выпытыванием буржуинами, в чём тайна побед Красной Армии и упорства классовой борьбы в странах капитализма. Малолетний советский ребёнок должен был сам догадаться, хотя бы из-за наводки на 1 мая День  международной солидарности трудящихся всех стран («в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют»).

Этот кусок чутко выбросил из своего эссе о Гайдаре Михаил Елизаров.

Там та же троекратность, те же параллелизмы и другие признаки былинности, но, отнесённые к централизованному Главному Буржуину и его подручным, как-то режутся с самодеятельностью и самоуправлением и кажутся чужеродными. Надуманными.

Подсознание, наверно, это улавливает и велит как-то отвергать. Например, я не думаю, что я впервые прочёл теперь эту сказку. А раз не впервые, то почему я ничегошеньки не помнил про выведывание тайны у Мальчиша-Кибальчиша? И что если теперь подсознание же мне и шепнуло, что это – странность, недопонятность и не зря.

И что если не просто эссе Елизарова, а именно это его молчание о выведывании тайны подбило меня искать, только ли в заражении сила воздействия Гайдара, заставившая меня вчера облиться слезами при чтении первой главы этого эссе.

Ну да, моё подсознание наткнулось, наверно, на выделенное и Елизаровым «все бы хорошо, да не хорошо». На «снял винтовку»… Вооружённые  геоморы, вспомнилось, где-то когда-то я читал о Древней Греции… Самостийостью повеяло… – А анархия – мой идеал стихийного шестидесятника, о чём я догадался несколько десятилетий после 60-х, вникая в песни Высоцкого… – Естественно было захотеть поискать, не найду ли я и у Гайдара след такого же подсознательного. Но что если бередило ещё и это умолчание о выведывании тайны.

Вроде, нашёл я что, неведомое самому Гайдару, им руководило.

Соломон Воложин


комментарий 21

  1. Борис

    Уважаемый автор забыл, что «Сказка — ложь, да в ней намек…» Намек там, на мой непросвещенный взгляд, исключительно на то, что независимо от технической оснащенности, победить народ сражающейся на своей земле не получится. Что и было доказано историей и не раз.
    А насчет провиденья А.П.Гайдара очень мне нравится анекдот середины 90-х
    «И похоронили Мальчиша-Кибальчиша на высоком берегу. Только не плывут мимо пароходы — порезали их всех на металлолом. Не летят мимо самолеты — нет керосина. Не идут мимо пионеры — ликвидировали пионерскую организацию. Только иногда приезжает на берег 600-й мерс, выйдет из него Мальчиш-Плохиш, закурит и скажет: «А ведь у тебя был шанс…»

  2. Юрий

    Автор, а при какой кухне сюда Украина попала??? Я уж не говорю о том, что будучи талантливым писателем, к печали Гайдар был психопатом, наркоманом и жестоким убийцей. И ваш разбор, посвященный, судя по написанному, скрытой поддержке майданутых, говорит о вашей нацистской сущности…

    • Геннадий

      Нет Юрий . Аркадий Гайдар сражался против бандитов , не желающих трудиться во благо народа , как сегодняшние путинцы — распутинцы , как его сын стал вором — буржуином . Если бы Аркадий Г. был бы психопатом, наркоманом , он не написал бы столько много хороших детских книжек ! Почитай их ,ЮРИК !

  3. Владимир

    интересно и сколько за этот бред автор рассчитывает получить?

  4. Пётр Белов

    Да здесь всё очень даже просто и понятно: отец и брат Мальчиша были воинами терчастей РККА (территориальных частей Рабоче-крестьянской Красной армии).

    Цитата: «Переход к смешанной территориально-кадровой системе был объявлен декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 года «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» и занял первостепенное место в реорганизации Красной Армии в условиях мирного времени. К концу 1923 года на территориальное положение было переведено 20% стрелковых дивизий, к концу 1924 года — 52%, а в 1928 году — 58%. Территориальные части занимали преобладающее место в составе Красной Армии вплоть до второй половины 1930-х годов. В местных войсках, укомплектованных по территориально-милиционному принципу, постоянно имелось только 16% штатного командного и рядового состава, основную же часть воинского контингента составлял переменный состав — призванные на военную службу красноармейцы, которые находились на казарменном положении только в короткие периоды учебных сборов, а все остальное время жившие дома и занимавшиеся своей повседневной трудовой деятельностью».
    Что же касается якобы висевшей на стене винтовки — то это обычная в таких случаях «гипербола поэта»: нарезное оружие бойцам и командирам терчастей выдавалось уже по месту их сбора и формирования из них частей и подразделений РККА.
    Экивоки же в сторону казачества (мол, винтовки у казаков всегда под рукой были — на вбитых в сену гвоздях висели) здесь совершенно неуместны! Да: до той поры, пока огнестрельное оружие было ГЛАДКОСТВОЛЬНЫМ и заряжалось со своей ДУЛЬНОЙ части, казаки ещё могли иметь в своих куренях огнестрельное оружие, с которым и уходили в военные походы. Когда же это оружие стало НАРЕЗНЫМ и КАЗНОЗАРЯДНЫМ, то обеспечение казаков огнестрельным оружием взяло на себя государство. Конём же, шашкой, казачьим обмундированием и конским снаряжением казак должен был обеспечить себя самостоятельно — без помощи государства. (В случае же бедственного положения той либо иной казачьей семьи — например, дочерей, на которых земельный пай не полагался, у казака было несколько, а сын, которого предстояло снарядить на службу, был лишь один — снарядить молодого казака на действительную государеву службу помогало станичное правление, имевшего для этого общественные денежные суммы.)

  5. Виктор Николаевич

    В сказке Аркадий Гайдар, не преднамеренно, сделал предсказание о том, что деды завоевали, во время революции 1917 года, свободу от буржуинов.Отцы отстояли в годы Великой Отечественной войны, а внуки, в лице мальчиша Плохиша предали эту свободу за банку варенья и корзину печенья. Как вам на роль Плохиша, например, фигура Егора Гайдара? Знал бы дедушка, кем будет его внук.

  6. Александр

    Кажется, что автор скоро узреет, что Мальчиш подсознательно понимает всю несправедливость централизованной советской власти, и, взяв винтовку,которая у него была, как у черного копателя, пошел на несанкционированный митинг Алексея Навального, в компанию к таким же мальчишам.Это ж надо было автору с его буйной фантазией так мысленно испохабить хороший рассказ.

    • Im

      кстати, внук был не родной.
      Даже его ряха на это намекает.

  7. Владимир

    автор,вы еще курочку-рябу разберите.думаю у вас получится.это рассказ как озаглавен?

  8. Евлампий Суходрищев

    Автор, а с чего вы взяли, что дело там после 22-го года происходит? Есть какие-то даты в книге?

  9. Александр Зиновьев

    А мне и писать ничего не надо — коллеги пояснили!
    Но вот — был в первые часы вспышки ВОЙНЫ на Кавказе — и несколько раз был свидетелем, как в домах доставали из заначек автоматы. И это было задолго до… войн в горах, банд и пр.

    • Александр Владимирович Горбунов

      Извините.с чего.Вы решили что «папаху»не носили военные.Вспомните(Славный город Мурмилон).Далее-(Брали русские бригады Галицийские Поля)Ладно,это присказка.(1915-1916).А как быть со сражением под Мукденом.Разбиты наши части.Но ВСЕ БЫЛИ В ПАПАХАХ.

  10. Виктория

    Спасибо за интересную статью и неожиданные аналогии, «ничто не ново под луной», и коммунистические сказки по сюжету от библейских не отличаются.

    • Sergey

      Речь то о советских временах.А вы пишите о царских.Форма то разная была.

  11. Светлана

    Надо же, как вас, Соломон, накрыло! Что курите?

  12. Михаил

    Разбор, конечно, не плох. Но это чистой воды выдумки автора. На самом деле всё проще. Во-первых, сказку нужно рассматривать в контексте повести «Военная тайна» в которой она звучит и специально для которой и была написана автором. А во-вторых, сказка написана в размере и стилистики былины, а там никогда не упоминалась власть — такова традиция устного сказа: устный сказ для нарада, для князей — летопись. Почему людей собирает всадник в папахе? Элементарно. Это казаки. У казаков оружие хранилось в доме. Бойцов собирали вестовые, просто объезжая станицы и посёлки, стуча в окна и объявляя о войне и сборах. Поэтому и папаха с красной звёздочкой вместо суконного шлема. А имя Кибальчиш — сам Гайдар говорил (можно найти старые довоенные журнальные публикации), что героя он назвал в честь революционера Кибальчича. И сюжет построен по принципу простой детской сказки: противопоставление Добра Злу. И нет никакой чёрной кошки в тёмной комнате.

    • Вадим

      То, что я хотел написать — написали Вы. Полностью с Вами согласен.

    • Светлана

      Приятно осознавать, что есть ещё здравые, нормальные люди как вы, Михаил, а не фантасты, типа Воложина! Какой только ереси не приходится читать: просто бред сивых кобыл! Откуда они берутся со своими дебильными фантазиями? Что они курят?

      • Арман

        Согласен, Светлана. Не хотел бы я встретить г-на Воложина

  13. Владимир

    Ваш разбор интересен, но не совсем верен. Не помню точной цитаты, но Ленин писал в 1917 году, что Россия превратилась в самую свободную страну мира, потому что у народа есть оружие. Правда, он это писал после Февральской революции, а после Октябрьской большевики постарались все это оружие у народа отобрать. Гайдар эту ситуацию помнил.
    Далее… Ой, всадники Гайдара:

    — Эй, вставайте! — крикнул всадник. — Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию.

    Всадников еще пара штук будет… Аналогии с Апокалипсисом не видятся? Они же очевидны! А Мальчиш-Плохиш — это же двойник Иуды! Да, блин, Затянул Гайдар в прокоммунистическую сказку евангельские сюжеты!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика