Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Максим Суханов: Главная роль

В начале шестидесятых прошлого ХХ века, когда начали появляться мои первые, публикации, записи на Радио и первые книжки, жизнь свела меня со многими талантливыми людьми — поэтами, писателями, музыкантами, редакторами, художниками, режиссёрами, дирижёрами… неожиданно я понял, что они все старше меня, некоторые порой вдвое или втрое, как Владислав Соколов, Вано Мурадели, Зиновий Компанеец, Арнольд Гессен, Илья Френкель, Григорий Цейтлин, Вадим Коростылёв, многие на целую эпоху — «война», хотя по годами они были старше порой всего на пятнадцать лет, как Николай Панченко, Нина Бялосинская, Игорь Ринк, Олег Хромушин… О них, своих друзьях и соавторах я написал потом книгу «Шкаф полный времени». И у всех у них я учился не только потому, что люблю и привык учиться, но поскольку тесное общение с талантливым человеком — всегда радость и невольное приобретение знаний, они обогащали меня своим творчеством и опытом жизни, куда какой непростой.

Некоторые из них были весьма титулованы. А Арнольда Ильича Гессена, например, написавшего замечательные книги о Пушкине «Всё волновало нежный ум» и «Рифма, звонкая подруга», забыли даже принять в Союз Писателей, чему уже в 90-е годы были очень удивлены на Приёмной комиссии! Я присутствовал на том заседании и предложил исправить эту нелепую ошибку. Но Арнольд Ильич и не стремился в СП, где больше творчества, как и во всех других творческих союзах, были озабочены распределением квартир, машин, дач, пробиванием изданий и поездок заграницу.

Сотни, а может быть, и тысячи творцов ныне забыты, а такие, не носившие ни званий ни заслуженных, ни народных (в других странах нет похожих званий) остались навсегда, и некоторым из них время доверило обозначать эпохи — время Моцарта, эпоха Пушкина, не признанный и гонимый при жизни поэт Владимир Высоцкий остался навсегда не только в истории культуры страны, но в жизни народа. Михаил Жванецкий прошёл тернии советской эпохи и подарил сотни крылатых фраз, выражений великому языку, обогатив его.

И меня всегда занимал вопрос отношения творческих людей к званиям и наградам. Ведь ни Лоуренс Оливье, ни Луи Армстронг не носили никаких званий, и певец русской природы Михаил Пришвин тоже не был титулован.

В середине 80-х после гастролей японского театра «Кабуки», в спектаклях которого на сцену выходил артист, носящий звание «национальное достояние», в СССР тоже появилось такое понятие, и национальными достояниями стали театры и музеи.

Я не против того, ( хотя моё мнение никто и не спросит), чтобы отметить достижения творца какими-то утверждёнными высокими титулами, просто жаль, что их раздают так часто и легко, что они обесцениваются уже самим их количеством. Дже такие уважаемые во всем мире премии, как Нобелевская или Оскар, присуждаемые каждый год, дискредитируют эти награды. Разве каждый год случаются выдающиеся эпохальные открытия или выходят на экран великолепные фильмы?

Мне больше по душе люди, которые относятся к этим наградам равнодушно или со сдержанным чувством юмора.

Я надеюсь, что не утомил читателя столь длинным вступлением. Сейчас речь об актёре Максиме Суханове. Моё знакомство с его творчеством состоялось в театре им. Вахтангова на спектакле «Ветер шумит в тополях» по пьесе Жеральда Сиблейраса, современного французского драматурга, поставленной режиссёром Римасом Туманисом. Потом был спектакль «Предательство» по пьесе Гарольда Пинтера, поставленной режиссёром Владимиром Мирзоевым. Я был удивлён и сильно впечатлён игрой, нет, жизнью на сцене актёра Максима Суханова — он был так органичен, что увлёк меня и, по-моему, весь зал в тот отрезок жизни, который проживал у нас на глазах! И мы не могли и не хотели этому противиться! Он пригласил нас не только к сопереживанию, но к сотворчеству.

С режиссёром Владимиром Мирзоевым Максима Александровича связывают долгие годы совместной работы и в театре, и в кино, и стоит послушать, что режиссёр говорит об актёре (это было в самом начале их знакомства и сотворчества):

«Не буду лукавить, я не сразу осознал, что передо мной стоит и мило улыбается мой лирический герой, мой альтер-эго, актер, с которым мне суждено сделать Лира, Сирано, Дон Жуана, Тартюфа, Петруччио, Шпигельского и других, – говорит Мирзоев. – Хотя уже на первых репетициях понял, что Максим способен создать, а потом сколь угодно долго удерживать духовный купол спектакля. Без такого атланта архитектура произведения оказывается шаткой, недолговечной. Пишущие о Суханове часто называют его мастером перевоплощения, хамелеоном. Отчасти это правда. Его не узнавали в роли Сталина в «Детях Арбата», в роли Чиклина в «Котловане», в роли Станиславского в «Театральном романе»».

Далеко не все роли Максима Суханова в кино и в театре я видел, но больше всего меня поразила его работа в кинофильме «Роль», который, как мне кажется, недостаточно был отмечен прессой.

Там, по-моему, роль и актёр так совпали, что Суханову удалось невероятно точно сказать о трагичности жизни каждого творца. Это его, Суханова готовность к самопожертвованию, готовность защищать свои принципы и дорогие его душе вещи, несмотря ни на что — ни на разор страшных лет становления новой страны и новой власти, ни на ещё больший разор в душах окружающих людей.

В нём нет ни грана назидания и декларативности, он так органичен, в нём такая самость, что ничто чуждое не прилипает к нему, не огрубляет и не марает его облик и душу.

Максим Суханов окончил Театральное училище им. Щукина в 1985 году и с тех пор актёр театра им. Вахтангова. За эти годы его интересы значительно расширились, и во многих областях он достиг успеха, как продюсер, композитор и даже ресторатор! Бог если награждает человека талантом, то он проявляется во многих областях.

Конечно, Максим Суханов «мастер перевоплощения», но время, когда он вне сцены и общественных сфер, он очень милый, мягкий и приятный в общении человек, без всякой наигранности и позы. Он дважды Лауреат Государственной премии в 1996 году за спектакль «Хлестаков» и в 2001 году за спектакль «Сирано де Бержерак».  Список творческих наград Максима Суханова длинный: «Золотая маска» за роль Сирано в спектакле «Сирано де бержерак», три премии «Чайка», две — «Золотой Овен», «Ника» за лучшую роль второго плана в фильме «Страна глухих» и т.д.  Но Максим, как мне кажется, спокойно относится к этим наградам и считает их, если можно так выразиться, неизбежным следствием его работы, а главное, как он сказал в одном из многочисленных интервью:

«Прежде всего, театр — это удовольствие. Мое собственное удовольствие, связанное с реализацией, наверное, моего «я». … это реализация того пути, который мне предназначен. Вполне возможно, что когда-то он может закончиться. … Значит, тогда появится какой-то другой путь».

Понятно, что это относится и к киноработам, и ко всему остальному, чем занимается в жизни Максим Суханов. Просто он не умеет по-другому — это суть его натуры и бережное отношение к времени, которое нам каждому отмерено.

Вот здесь я хочу особенно отметить, что нигде в титрах кинофильмов, ни в программках спектаклей — нигде вы не обнаружите звания артиста Максима Суханова. Его просто нет, этого звания! И это не забывчивость власти или несправедливость судьбы. Это принципиальная позиция артиста, которая мне очень и очень импонирует.

Вот слова, которые предваряют его интервью в известной передаче «Сноб»:

«Максим Суханов — один из самых колоритных российских актеров, человек, умеющий блистательно вживаться в любые роли, будь то герой-любовник или безжалостный злодей. Родился и всю жизнь прожил в самом центре Москвы…»

Он любит Москву и не боится столичных пробок на своём мотоцикле, который специально использует, чтобы никуда не опаздывать, он уверенно колесит за рулём автомобиля по России и Европе, предан дружбе и не «давит авторитетом», его удобно спросить и о главном, и о чём-то второстепенном сугубо бытовом. И время, проведенное с ним обогащает! Это свойство его таланта: раздавать, делиться тем, что умеешь, знаешь, чего достиг. Поэтому я думаю, актёра Максима Суханова хорошо знают и многочисленные зрители, причём не только нашей страны, и профессионалы — продюсеры, режиссёры, коллеги актёры… а мне нравится с ним общаться и… учиться у него.

Мне думается, что главная роль в жизни Максима Суханова — это сама Жизнь, со всеми её увлечениями, сложностями, победами и достижениями.

Сейчас Максим занят в съёмках большого фильма, которые происходят на разных площадках, в разных точках земли. Уверен, что и этой работе актёра Максима Суханова будет сопутствовать большой успех!

Михаил Садовский


комментария 3

  1. Ольга Викторовна Клыкова

    Это единственный великий русский актер из живущих. Сила таланта неописуемая. После «Предательства» я месяца 2 в себя придти не могла. Сирано и Лир-лучшие из виденных на сцене, а я толк в театре знаю.

  2. Алексей Курганов

    Смотрел его в телевизионной экранизации булгаковского «Театрального романа». Великолепно сыграл Ивана Васильевича ( срисован со Станиславского).

  3. Александр Зиновьев

    Колоритное лицо и фигура. Спасибо!
    А ещё и за мотоцикл!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика