Понедельник, 29.04.2024
Журнал Клаузура

Прима

За многие годы общения с актрисой Ириной Апексимовой не припомню случая, чтобы называл её полным именем. А познакомились мы давно и встречались много и в театре, и в кино, конечно, я как зритель, и в домашней обстановке. Поэтому мне очень дорог её автограф — одно короткое слово, наверное, самое главное в жизни!

Вообще я никогда ничего не коллекционировал, не возникало такого желания или мысли попробовать, да и жизненные обстоятельства никак бы не способствовали такому занятию. Но неожиданно для себя, я обнаружил не так давно, что у меня скопилось много автографов дорогих для меня людей: моих друзей, соавторов, и других незнакомых мне лично, которые откликнулись на мои письма… У каждого автографа своя непохожая история, авторы их из разных слоёв общества, но все они очень талантливые и увлечённые своим делом люди — это их объединяет, а ещё мы жили в одно время, в одной стране, и рассказ о каждом автографе — это небольшая зарисовка той жизни. Так из маленьких кадров прошедшего может сложиться представление о годах второй половины двадцатого века и новой России 90-х годов и начала двадцать первого века.

Ирина Апексимова и Михаил Садовский. Музей Маяковского, Москва 03.31.07

Во-первых, именно это побудило меня писать эти размышлизмы, а во-вторых, таким образом отблагодарить всех, о ком я повествую, за их дружбу, общение, за то, что они обогатили мою жизнь и моё писательское перо, — я многому у всех у них научился и продолжаю учиться, вникая в их творчество, пересекаясь с их талантом!

В самом конце 80-х прошлого века я увидел на экране актрису, которая запоминалась, как говорят «на раз»! Впервые в фильме «Диссидент», тем более что тема была волнующая и очень близкая мне, и дальше уже довольно часто и каждый раз с интересом и, главное, доверием воспринимал её роли. И лично мы познакомились вскоре после этого, а потом мне довелось видеть её во МХАТ`е, где она служила и сыграла во многих спектаклях, поставленных и её педагогом Олегом Табаковым, и Художественным руководителем театра Олегом Ефремовым, и режиссёрами Романом Козаком и Николаем Шейко, Николаем Скориком…

В «Борисе Годунове», поставленном Олегом Николаевичем Ефремовым, Ирина Апексимова — Марина Мнишек, и мне показалось совершенно невероятным: я увидел настоящую Марину, наверное, такую, какую представил себе Александр Сергеевич Пушкин: гордую, сильную, властную, резкую и необычайно красивую, покоряющую и верящую, что всё будет, как она задумала, как хочет!

Может быть, на сцене не актриса, и не пьесу я вижу, а перенесла меня судьба туда, через время и пространство в семнадцатый век и я случайный свидетель на тайном свидании Мнишек с Самозванцем

… то вправе

Я требовать, Димитрий, одного:

Я требую, чтоб ты души своей

Мне тайные теперь открыл надежды,

Намеренья и даже опасенья;

Чтоб об руку с тобой могла я смело

Пустится в жизнь — не с детской слепотой…

Мурашки по коже … И невозможно устоять перед такой женщиной, перед её обаянием и характером. Неблагодарное занятие: пытаться передать своё впечатление от высоко произведения искусства, но тот, кому довелось, а может, посчастливилось видеть этот спектакль, несомненно запомнил Марину — Апексимову, и навсегда. Теперь, я думаю, у всех бывает, как у меня, при чтении «Бориса Годунова» возникает зрительно облик и фигура актрисы и звучит текст её голосом с характерным, очень узнаваемым тембром.

И ещё один спектакль по Пушкину — «Маленькие трагедии», и опять очень яркая запоминающаяся Лаура-Апексимова, и впечатление, что это не игра, а счастливое присутствие меня, зрителя, в то время, когда происходит действие. Может быть, так везёт актрисе, что её «я», совершенно совпадает с персонажем? Может быть, специально режиссёры так подбирают для неё роли?

ИРИНА АПЕКСИМОВА И МИХАИЛ САДОВСКИЙ

Хочу по этому поводу привести свидетельство нескольких моих друзей, современников певицы Антонины Васильевны Неждановой, в частности её племянницы Марины Ивановны Голгофской, которая была хранителем мемориальной квартиры Неждановой-Голованова в доме Большого театра в Брюсовском переулке. Она рассказывала мне, как многие музыканты, певцы ходили на спектакли, в которых Антонина Нежданова принимала участие, с клавирами опер и следили по нотам за её исполнением — не упрощённую ли партию она исполняет!? Так легко и виртуозно она преодолевала все вокальные сложности, что многим это казалось просто невозможным! Да! Антонина Васильевна не допускала такого: отступать от авторского текста — её мастерство позволяло ей всё исполнять точно по оригиналу! Сейчас, порой слышишь, что даже Чайковского «редактируют», и исполняют не его оригинальный текст, а уже «исправленный»!

На обороте фото в музее Маяковского

В случае с Ириной Апексимовой я уверен всё прозрачно и понятно: её мастерство позволяет ей то же самое: быть на уровне текста и подавать авторское, как своё «я».

Пластика её движений, голоса, мимика, да всё — такой широкий арсенал, что надо быть осторожной — выбрать точно необходимое, не пережать, не перенасытить… Это трудно, когда так много дано! Зато и результат!

Вот её затея со спектаклем «Весёлые ребята» — там она так хороша, в ней столько жизни, столько заразительной ненаигранной весёлости! Она приглашает зал: «Давайте, как я! Давайте вместе!»

А ведь как нелегкое ей дался этот спектакль — здесь она не только исполнитель, но и продюсер. Это спектакль созданного ею Актёрского агентства после вынужденного ухода из МХАТ`а.

В своё время это событие долго обсуждали в прессе, когда под самый конец жизни Олега Николаевича Ефремова его актёры Ирина Апексимова и Сергей Векслер из-за некрасивой театральной интриги были вынужден покинуть любимую сцену…

Но в организованном ею Агентстве «Бал Аст» Апексимова сумела показать своё балетное мастерство, которое приобрела в лучших балетных школах США и Великобритании.

Спектакль «Кармен» — замечательная работа режиссёра Романа Виктюка, который определил его как «пластико-драматический». И смелость продюсера Апексимовой с такой многочисленной труппой пускаться в гастроли по миру! Обычно для гастролей, чтобы подзаработать, создают спектакль на 4-5 актёров и минимум декораций! Я видел этот спектакль «Кармен» в маленьком городке Метачин в штате Нью Джерси. Вместительный, но мало приспособленный для такого спектакля зал, а на сцене — фейерверк! И в центре изящная, лёгкая, зажигательная Кармен-Апексимова!

А потом продюсерский талант Ирины Апексимой привёл её в качестве директора сначала в театр Романа Виктюка, а потом в той же должности в Театр на Таганке. Я не спрашивал её, почему и зачем? Надеюсь, что это не повредит её актёрским работам, очень надеюсь. Конечно, талантливый человек пробует себя в разных сферах, в разном качестве — ведь жизнь одна и, увы, коротка… Но лучше самого человека никто не может определить, что для него в данный отрезок жизни главное — я верю, что Ирина Апексимова не ошибается.

Меня не раз упрекали, что я во всех своих размышлизмах пишу о людях пристрастно, с любовью! Подтверждаю: да, именно так! Я пишу о дорогих, близких, любезных мне людях! Шум и словесная «возня около» мне абсолютно чужды, и высказывания популярных интернетных и гламурных бумажных изданий я не читаю. Рассказываю об Ирочке Апексимовой, с которой радостно встречаться, как я уже сказал, и в театре, и в кино, и в домашней, семейной обстановке. У неё была замечательная мама, которую никто, по-моему, не называл по имени и отчеству, а всегда ласково «мамуся», дочь Даша, которая пошла по стопам мамы: стала дипломированной балериной в Хореграфическом училище в Москве, а в 2015 году окончила Школу-студию МХАТ, уже снимается в кино, играет в спектаклях во МХАТе вместе с мамой. Я люблю Валерия Николаева, с которым Ирочка прожила 12 лет, и это их очаровательная дочь, которая хочет, как и её сильные родители, всего добиться сама, а потому носит фамилию прабабушки Авратинская!

Чудесная семья! Замечательные актёры! И никакого в этом перебора — я пишу, как чувствую, и благодарен им за общение, дружбу и, в первую очередь, за их творчество!

Михаил Садовский


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика