Пятница, 19.04.2024
Журнал Клаузура

Будущее социальной журналистики

Ежегодная, четвертая по счету конференция «ЗаЧем: будущее социальной журналистики» состоялась в он-лайн режиме 22 и 23 октября. Но в этом были и свои плюсы: стать участником и  присоединиться к дискуссии мог любой желающий. Лейтмотивом  встречи акул пера в 2020 году, конечно же, стала тема пандемии: с какими сложностями столкнулись, как боролись с ними и как строить работу дальше? На общество, и все СМИ как часть этого общества, повлияли процессы, которые сейчас происходят в мире. История самоизоляции стала основой самых разнообразных текстов, подтекстов и инициатив – было отмечено в приветственном слове к участникам конференции и спикерам.

Первый день конференции открыла дискуссия «Журналистика. В чем сила», модератором которой  выступила  главный редактор Агентства социальной информации Алена Быкова.

— Про что был этот год? Значительно выросла потребность в качественной социальной информации.  Фильм  Юрия Дудя «ВИЧ в России» побудил многих, кто его посмотрел, сдать анализы на ВИЧ, а «Колыма — родина нашего страха»  — говорить и читать о репрессиях.

— 2020 год тоже ознаменован преследованием журналистов, — подчеркнула  Алена Быкова, — широкую известность и общественный резонанс получил факт  гибели главного редактора нижегородской Koza.Press Ирины Славиной. Когда журналистка «Эха Москвы в Пскове» Светлана Прокопьева попыталась объяснить социальной и политической обстановкой в стране действия студента Михаила Жлобицкого, устроившего взрыв в Архангельской области, ее обвинили в оправдании терроризма. Наконец, в краснодарской газете «Юг-тайм» идут обыски за негативный материал об одном из известнейших предприятий края.

Спикеры горячо поддержали тему преследования представителей прессы и привели свои примеры.  Например, арест корреспондента издания «Коммерсантъ» Ивана Сафронова по обвинению в  передаче секретных сведений иностранным спецслужбам. Прозвучала реплика, что подобное может произойти с каждым представителем прессы, особенно с теми, кто работает с иностранными коллегами.

Все спикеры отметили такую особенность уходящего года как поиск новых форм работы. Своими идеями поделились журналист, специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ»  Ольга Алленова, главный редактор «7х7 — Горизонтальная Россия»  Олег Григоренко, главный редактор портала «Такие дела» Анастасия Лотарева, обозреватель газеты «Московский комсомолец» Ева Меркачева, журналист Тайги.инфо (Новосибирск), ВИЧ-активист Рита Логинова, заместитель главного редактора еженедельника «Аргументы и факты», директор департамента региональных редакций Индира Кодзасова.

Говорили о том, что люди стали бояться называть своё имя в статье, опасаясь негативных последствий. Мол, вы же журналисты, вот и разберитесь. Так, медработники боялись говорить о недостатке СИЗ в ковидных госпиталях, а журналисты не могли озвучивать  эту информацию, опираясь на анонимные источники, так как СМИ в таких случаях  штрафовали за распространение фейковых новостей. Спикеры дискуссии отметили, что в этом году зафиксировано рекордное количество таких дел в суде, несмотря на то, что многие факты впоследствии были подтверждены. Это создаёт напряжённость. Страдает качество материала, поскольку  информация, изложенная анонимным источником, по закону о СМИ не может быть использована полностью. Гипотеза, не  подтверждённая фактами, не является публицистикой и может быть использована в личном блоге или на авторском сайте. Ответы  служб на официальные запросы СМИ либо были даны с опозданием и по сути являлись отписками, либо не были даны вовсе.

Координатор проекта «Скорая журналистская помощь» Александр Гатилин поделился своим опытом. С его слов, ту же проблему с нехваткой СИЗ или любую другую зачастую помогали решить журналистские запросы. Чиновники включались в решение вопроса, чтобы негативная информация не просочилась в СМИ. Но не всегда. Несмотря на то, что проект «Скорая журналистская помощь» не имел цели публикации критических статей, несколько всё же были опубликованы и получили широкий общественный резонанс.

Со слов спикеров конференции, в 2020 году в связи с ограничениями в период самоизоляции зафиксировано рекордное количество нарушений прав человека, прав журналистов, освещающих социальную тематику, в том числе.  К примеру, представителей СМИ часто задерживают на пикетах, несмотря на то, что они не являются участниками и на мероприятии присутствуют, чтобы осветить его на страницах газеты, журнала, сайта.

Но в то же время в глазах общества вырос статус журналиста. Представителей СМИ  включают в общественные советы, что в свою очередь свидетельствует о том, что к объективному мнению прессы стали прислушиваться.

Прозвучало мнение, что  роли журналиста и правозащитника тождественны. У журналиста даже больше рычагов, чтобы решить ту или иную проблему: согласно закону о СМИ он имеет право получить любую интересующую его информацию и, владея словом, описать ситуацию в статье. Есть примеры, когда социальная тема становилась предметом общественной дискуссии после резонансных публикаций. Так, ряд статей Ольги Алленовой дали новый импульс реформе психоневрологических интернатов.

Спикеры сошлись во мнении, что журналист должен стоять на защите общечеловеческих ценностей. В идеале. Его задача – интересно и объективно рассказать историю, ничего не утаив. Говоря о том, что журналистика – зеркало окружающей действительности, оно не должно искажать эту действительность. Иначе издание не будет интересно читателю.

Во многом поэтому сокращаются тиражи региональных газет, преимущественно районных, отметила директор департамента региональных редакций Индира Кодзасова.

— Главы местных администраций оплачивают публикацию своих материалов и считают, что имеют право диктовать, что можно публиковать, а что —  нет. Читатель уходит, и это неудивительно. Людям интересна объективная информация, на иллюзиях долго не продержишься. Однако ситуация не безнадежна. Страницы газеты можно и нужно наполнить интересными читателю материалами. Ресурсы для роста есть всегда.

Кстати о ресурсах. Говоря о планах на будущее, спикеры отмечали, что планировать что-либо в период пандемии крайне сложно.  Жизнь меняется. А это значит, что будет много новостей и будет, о чём писать и говорить. Сама журналистика тоже меняется: способы общения,  язык, стили.

В наше время каждый человек является источником информации, выкладывая пост в социальных сетях.  Спикеры паблик-тока «Новые медиа в социальной журналистике» сошлись во мнении, что граница между классической журналистикой и блогерством в наши дни стирается. Порой блогеры опережают крупные СМИ, первыми сообщая аудитории о громком событии, свидетелем которого они стали.

Своими историями успеха, когда любимое хобби однажды стало делом жизни и источником  дохода, поделились ведущая многосерийного проекта «Хватит!» о насилии на сервисе START Анастасия Красильникова, соведущая подкаста «Норм» и соосновательница студии подкастов «Норм продакшн» Анастасия Курганская, автор и ведущая подкаста «Ну, па-ап!», руководитель маркетинга школы дизайна Sber Design School, экс-директор по коммуникациям Британской высшей школы дизайна Ирина Сергеева,  , журналист, сооснователь подкаста и телеграм-канала о новой маскулинности «Мужчина, вы куда?» Григорий Туманов.

На заметку коллегам. Подкаст – это в наши дни модно и топово, но аудитории пока мало. Возможностей для монетизации своего творческого потенциала масса.  Для этого нужно наполнить подкаст качественным контентом, выходить в эфир регулярно и опираться на основные жанры журналистики. Отмечу, что все спикеры данного пвблик-тока в прошлом профессиональные журналисты. К слову, в период самоизоляции многие стали вести свой блог. Это занятие стало отдушиной, методом снять психологическое напряжение. Помощь в эти дни требовалась  практически всем, особенно одиноким пожилым людям.

Согласно социологическому опросу, каждый третий россиянин ждал помощи от НКО, а каждый второй – от волонтёров. Оказалось, что ожидания первых оправдались всего лишь на половину всего 14% помогли некоммерческие организации, тогда как волонтёры не разочаровали и оправдали ожидания нуждающихся в их помощи.

Однако мало кто знает, что деятельность  волонтёров и бизнесменов зачастую курировали не же НКО. Но это осталось за кадром телерепортажей. К слову, многие некоммерческие организации сами переживают непростые времена. Уходят ключевые «доноры» благотворительных фондов, сокращаются пожертвования.

Изюминкой конференции стала презентация медиаисследования «Деятельность негосударственных НКО в период пандемии в России. Отражение в СМИ». Оно проведено группой ЦИРКОН в сентябре-октябре 2020 года по заказу Агентства социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда Потанина.

Главная тема – как в  российских средствах массовой информации была представлена деятельность некоммерческих организаций, связанная с пандемией covid-19, как освещалась помощь людям и медикам, волонтёрство, работа по защите нарушенных прав, как СМИ помогали НКО привлекать внимание общества к проблемам, вызванным пандемией.

Предварительные выводы таковы: в период пандемии  сектор выступал в медиа преимущественно в роли помощника, остальные сферы некоммерческой деятельности отошли на второй план. Интерес к НКО проявили как федеральные, так и региональные СМИ. Новостной поток представлен в основном короткими новостными материалами. Отмечен недостаток публикаций не об НКО, а от НКО.

Паблик-ток «Журналистика не уходит на карантин» завершил первый день конференции.

Второй день стал днём практических занятий. В он-лайн режиме  прошли мастер-классы по журналистскому мастерству.

О нюансах продюсирования мультимедийных социальных проектов рассказал Иван Печищев, медиатренер, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета.

О секретах успеха печатного издания в рамках мастер-класса  «Что можно потратить на заголовок и что можно с его помощью приобрести» поведал Глеб Черкасов, заведующий Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ. У него богатейший опыт. Он работал в таких крупных российских изданиях как газета «Сегодня», газета «Время МН», «Время Новостей» журнал «Политбюро», интернет-издание «Газета.ру», издательский дом «Коммерсант».

О фейках и других немедицинских рисках ковида рассказала участникам конференции Галина Арапова, директор, ведущий юрист Центра защиты прав СМИ.

Наконец, секретами того, как попасть в федеральные СМИ на работу и как показать себя, чтобы за тебя боролись работодатели поделилась  Ирина Конторева, карьерный консультант, создатель ресурса «Вакансии для хороших людей» с вакансиями в медиа. Свой карьерный путь она начала  корреспондентом и выросла до руководителя службы информации. Занималась подбором и обучением сотрудников. Педагог Первой Академии Медиа. Автор курса «Построение карьеры».

Прощаясь, спикеры пожелали  друг другу жизни без ограничений и больше заботиться о себе.

Журналист не сможет помочь никому, если не сможет помочь самому себе. Нужно искать в себе силы, чтобы двигаться дальше и помогать делать этот мир добрее, лучше, справедливее…

Лариса Есина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика