Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Вибрации Романа Виктюка. Таня Стрельбицкая о любви и вдохновении

17 ноября не стало великого режиссёра современности Романа Виктюка. «Я не думала, что это будет до такой степени больно», — с горечью говорит режиссёр и художник Таня Стрельбицкая …

— Татьяна, Роман Григорьевич в жизнь человека любого не приходил просто так. Как вы пересеклись на дорогах Вселенной?

— На его 60-летие к нам в Киев привезли 10 спектаклей. А в Киеве, на Украине Роман – бог. Это 90-е, билеты дорогие, но мой сокурсник пообещал провести на показ бесплатно. Правда, на спектакли театрального божества… я идти не хотела, мне не нравились бесконечные восхваления. Но, знаете, пришла, даже не на спектакль, а на встречу со зрителями, и … влюбилась – чувствую — таю, как шоколад на солнце, растеклась, превратилась в шоколадную лужу и поползла за кулисы.

Туда попала вместе с его актёром, вечным партнёром Ады Роговцевой, народным артистом Украины Евгением Паперным. Проходит Роман, хватает меня за руку и говорит: «Хто це?» («Кто это?»). Он отсканировал меня, и мы друг в друга влюбились…  здесь, я поняла, токи пошли.

Я не для красивой картинки этот эпизод рассказываю, а просто, чтобы было понятно – мимо Виктюка не пройдёшь, он втягивает в свою орбиту – он же звезда небесная, а ты просто мотылёк, что летит на свет – бери, сжигай. И это для меня необъяснимо.

— Не опасно ли так? Себя не потеряешь?

— Как раз нет. Так сложилось, что мы приступили к репетициям пьесы «Любовник» Гарольда Пинтера в переводе Виктора Денисова. Здесь я выступила в роли актрисы, почувствовала его, метод, что называется, по полной. Втягивая человека в свою сферу, Виктюк ничего не придумывал, он видел, находил в человеке  то самое нечто, из чего потом плёл свою косу, свою судьбу человека. Я осознала, что должна полностью отдаться его напору на репетициях, полностью идти за ним.

Спектакль «Любовники», в роли Сары — Таня Стрельбицкая

«Что ты ходишь по сцене, как Крупская?» — раскрепощал меня Виктюк. Мне было уже 35, я впервые вышла на профессиональную сцену, да ещё в бенефисной роли. Знаете, я была достаточно яркой, с чудесной фигурой, а мне при этом хотелось скрывать свою сексуальность на сцене,  Ромочка же, ни много ни мало,  обозначил спектакль как сексуально-эротическую исповедь. Поначалу я сопротивлялась, но потом, отдавшись его замыслу, поняла, что в контексте данного рисунка именно так и должно быть.

Потом многие спортсмены меня спрашивали, как у меня получается танец… в гамаке, гамак ведь та история, когда, если присядешь неверно, тебя накроет. А Виктюк как-то разглядел, что я занималась балетом, не расспросил, а именно разглядел, и просто на этой основе начал ставить, и он знал, что я пойду за ним. Ему было дано видеть человека.

— И в результате?

— Аншлаги, аншлаги, аншлаги. С этим спектаклем, где мы играли с Евгением Паперным, мы проехали многие-многие километры с гастролями. 200 спектаклей! Уже на премьере, тогда в  90-е, в «убитом» киевском Театре оперетты народ ломился на премьеру «Любовника» так, что были выдавлены стеклянные двери, а кто-то даже умудрялся проскальзывать в зрительный зал через дамский туалет на первом этаже. Во второй премьерный день театр уже окружала конная милиция. И все мои страхи в связи с тем, что в городе гастролировал Пьер Ришар, и что к нам никто не придёт, рассеялись, когда я вышла на сцену при бешеном аншлаге, под звон бьющихся в холле стёкол. Виктюк, сидя в гримёрке, был счастлив! Как режиссёр, всячески пыталась сохранить вибрацию Романа Григорьевича, чтобы спектакль не развалился, живя в свободном плавании антрепризы – я блюла просто каждую мизансцену, каждое пятно световой гаммы, каждый акцент, потому что понимала, что такое нарушить партитуру гения…

— Вас называют ученицей Виктюка.

— Скажу так: мой мастер — Нина Гусакова, великолепный украинский педагог, преподаватель режиссёрского факультета — проводник школы гениального Леся Курбаса. Она долгое время работала ассистентом у Владимира Михайловича Скляренко —  ученика Курбаса . Наши с Виктюком корни пересекаются здесь – Роман очень любил Скляренко! Я же по школе являюсь прямым последователем Курбаса.  Нина Николаевна дала мне свободу во время обучения и абсолютное провозглашение моего экспрессионистского видения, что было в советский период  сделать нелегко.

Роман Григорьевич, подобно священнику, дал мне веру в мой дух и в собственную свободу, я научилась, образно говоря, плавать в океане, смогла видеть и обходить рифы. Я ведь практически с детства искала себя, пыталась ответить на вопрос, кто я в этом мире, бежала от мира, совсем юной  искала смыслы  в Библии, философии, в  Достоевском.  Моя первая картина юности, написанная в духе экспрессионизма, называлась «Возвращение блудной дочери», хотя тогда я понятия не имела, что такое направление существует.  И в ореоле Виктюка поиски своего Я нашли благодатную почву. Виктюк – не учитель в прямом смысле этого слова, он мой  вдохновитель…. У меня сегодня 2 крыла  –  Виктюк и Римас Туминас, они в меня поверили. И одного уже нет…

— Я знаю, что он любил ваши живописные работы, вы – автор 14-ти полотен для его спектакля «Маскарад маркиза де Сада».

— Роман Григорьевич  всегда приходил на мои выставки или заезжал посмотреть новые картины, которые я создавала в мастерской — это не были тусовочные отношения. И на поставленные мною спектакли он тоже всегда находил время прилететь. Мы как-то уже крепко сплелись.

фрагмент спектакля «Маскарад маркиза де Сада», рисунки Тани Стрельбицкой

С ним  мы общались постоянно душами. Порой ночами я ему читала поэзию Жана Жене, Лорки  — спрячусь в туалете, чтобы никому не мешать, Виктюк говорит: «Читай». Когда что-то надумает гений Виктюка, звонит в 8 утра – такое нетерпение сердца, однажды в этот ранний час заговорил о постановке «Маскарада маркиза де Сада» Андрея Максимова, сказал, что хочет, чтобы я нарисовала  рожи врагов маркиза, которые он создает сидя в тюрьме. Рассказал весь замысел, и меня сразу затрясло,  я уже готова была рисовать. Но сначала мне надо было войти в роль де Сада, рисовать на полотнах. Художник-постановщик Владимир Боер вместе с Виктюком объяснили,  куда плыть в этом замысле, о сидящих в театральных ложах «рожах», рассматривающих трагическую судьбу героя.  В процессе работы, для меня было невероятно ценно, когда Роман Григорьевич интересовался моим процессом работы в мастерской. Однажды он спросил: «Танюнь, а что ты делаешь, когда заканчиваешь работу?»  Я: «Мою пол».

Это для меня ад, честно говоря, но мне приходится его мыть, потому что, когда работаю, я вся в краске и всё в краске. И Виктюк сделал этот ответ одним из действенных образов спектакля, вплёл «мытьё пола»  в канву спектакля.

— Связь тесная с мэтром, Виктюк действительно огромное место занимал в вашей судьбе.

— Даже в свои постановки я выбрала одного из актёров его театра — Станислава Мотырева. Актриса Ольга Сарычева показала фото, и моя интуиция сказала — это мой актёр. Я тогда  проводила кастинг для постановки пьесы Пазолини. В этом скромном молодом артисте я увидела то, что искала –  только успевала подумать, а он на сцене уже воплощал мои мысли. Сегодня Стас очень вырос, как актёр, и Роман Григорьевич, посмотрев спектакль «Властитель сумеречных бабочек», крепко прижал мою руку к себе и сказал: «Спасибо за Стасика!»

Станислав Мотырев на выставке работ Тани Стрельбицкой

— Так всё гладко в ваших отношениях складывалось.

— Не совсем, был один болезненный эпизод в наших отношениях, но на Виктюка обижаться, тем более долго, вообще невозможно, и к тому же он сказал: «Прости». А это произнести может далеко не каждый. После этого я думала, что за Романа просто, извините за слэнг,  «урою». Только великий человек может признать ошибку и попросить прощения.

— Он всегда любил повторять фразу «Надо видеть только любовь». Что за любовь, о которой он говорил?

— Любовь, о которой он говорил, это разговор с Богом! Он умел любить, дарить невероятные вибрации нежности.

Находясь рядом  с такими гениями, носителями любви, приходят мысли, что мы реально могли бы жить в раю. Человечество могло бы создать рай. Одна из моих последних картин называется «Селфи из рая». Но, к сожалению,  это нынешнее селфи, из нынешнего  «рая», который себе создал человек.

Виктюк любил людей, любил актёров, видел в них то самое главное, божественное .

— Я вот читаю подпись под вашим с ним фото на одной из выставок и понимаю – родство душ, духовное взаимопроникновение – всё-таки важнее всего.

Роман Виктюк о Тане Стрельбицкой:

«Полюбив её работы, понимаешь, что подлинное искусство есть высшая свобода, и оно может провозглашать только высшую свободу, оно не совместимо ни с какой властью, ни с каким авторитетом. Её искусство – это радость быть собой, а самый процесс творчества для неё деятельность, которая доставляет ей наслаждение и удовлетворение! Только сильные люди, как Татьяна, знают любовь. Только сильные люди, как Татьяна, знают, что любовь понимает красоту. Только сильные люди, как Татьяна, знают, что только красота создаёт искусство. Красота в действии – её искусство! Как в жизни, так и в искусстве её работы – ЖЕРТВЕННИК двум самым величественным наставникам: Христу, который пострадал за человечество, и Аполлону, который олицетворял красоту!»

— А ведь люди,  абсолютную любовь знающие, сами уязвимы.

— Очень.

— И что с этим делать? Что советовал Роман Григорьевич в таких случаях? Ведь он не создавал впечатление уязвимого. Да, любящий, но не уязвимый.

—  Уязвимость – у любого творца, у любого художника. Роман Григорьевич был дико обнажён, наверное, он и защищался стольким количеством красивых одежд от кутюр, думаю, в этом была его неосознанная  броня. Кстати, на вопрос о его самочувствии Виктюк всегда парировал: «Всё нормально»! Он никогда не жаловался и… таял. Так и ушёл, с улыбкой, в  вечность. Реально лежал в стеклянном гробу и улыбался.

Роман Виктюк создал театр, которому в России равных нет, потому как слышал Бога. Гениям путь открыт.

 Наталья Косякова

Фото из личного архива Тани Стрельбицкой и Станислава Мотырева


1 комментарий

  1. игорь ковалев

    Моё общение с Мастером ограничивалось периодом 2004-2007 г.г.

    Вопрос стоял о постановке мюзикла на основе моей рок-сюиты «Есенин Сергей» по инициативе продюссорской компании «Теорема продакшен».
    Днём в пустом ресторане на Тверской, состоялась
    наша первая встреча. Подробно распрашивал меня, как я вижу постановку, какие ангелы и бесы скрываются в музыкальной работе на есенинские стихи. Я увлечённо нырнул в мир и судьбу Есенина и полчаса не мог остановиться… Роман Григорьевич вставлял вопросы… Потом говорил он…как Мастер о
    том же, но по другому… Два часа пролетели, как миг… закончилось коньяком…
    Пришедший на встречу вместе с Виктюком актёр Жан Даниэль уже на выходе прошептал мне, что это редчайший случай – коньяк… Встречались ещё
    несколько раз, в том числе в его театре.
    Мюзикл мы не сделали… Пожелал мне успеха, сказав, что у меня хороший готовый музыкальный спектакль, где его участие и не обязательно… Мои наивные амбиции живых музыкантов, светового шоу требовали вложений… На выделенные «Теорема продакшен» деньги Виктюк в итоге без меня
    поставил скромный спектакль «Сергей и Айседора» со своими студентами и одной актрисой.
    Я отказал режиссёру в желании использовать четыре мои песни на стихи Есенина в его спектакле… Они получались выдернутыми из контекста моей небрежно-медленной 10-летней работы /которую я всё таки довёл
    до сцены в 2011 году/. Мастер понял, не обиделся, пригласил на Премьеру
    «Сергей и Айседора»…
    Для меня это было испытанием. Я жадно ждал… Пришёл… Внимал… Ушёл
    минут за пять до конца… Не моё… какое-то шутовство там, где для меня были
    вопросы Жизни и Смерти… На фуршет не пошёл… Напился с товарищем в ближайшем ресторане…
    В 2006 неожиданный звонок от Романа Григорьевича —
    Кого из широко неизвестных поэтов пригласить на ТВЦ в
    «Поэтический театр Романа Виктюка»? Я сосватал Александра Панкратова-Чёрного, расхвалив / и справедливо / его как интересного и сильного поэта. Мастер прислушался. Пригласил. Передача состоялась.
    Весной 2007 года я приехал к нему в театр /казалось там вечный ремонт/ подарил ему свою первую книгу стихов «Азбука Любви» и пригласил на презентацию и свой творческий вечер в Дом актёра.
    Книгу Мастер принял, на вечере обещал быть. С сожалением констатировал, что «Поэтический театр» на ТВЦ прикрыли…
    На мой вечер он опоздал.. Я с Борисом Химичевым был на сцене… Как-то так вышло что Виктюка никто не встретил и постояв в зале он
    исчез… Так мне рассказали… И это вся небольшая история моих пересечений с режиссёром…
    Я был на нескольких великих спектаклях Виктюка. Поэтому он и – Мастер!
    Спектакль о Есенине не понравился…
    Разговоры, суждения режиссёра остались со мной, как университеты…
    Земля пухом…
    17.11.2020 Игорь Ковалев

Добавить комментарий для игорь ковалев Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика