Проект «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу»
27.04.2022Библиотека в помощь активистам школьных музеев
Городские библиотеки в последние годы всерьёз озабочены проблемой привлечения детей и молодёжи в библиотеки города. Но привести школьников в библиотеку – полдела. Можно, конечно, договориться со школой и в обязательном порядке приводить учащихся на мероприятия. Только вот что из этого выйдет? Если младшие классы под руководством учителей ещё с интересом ходят в библиотеку, то дети подросткового возраста принимают, по их же словам «обязаловку», в штыки. Многих она настолько отвращает от библиотек, что к старшим классам они вообще не хотят посещать библиотеки. Интернет, который сейчас есть практически в каждом доме — и ходить никуда не надо, им кажется намного притягательнее, даёт ложное ощущение свободы, которую они так жаждут. Важно сделать библиотеку интересной для учащихся. Помочь нам в этом может тот же интернет.
Отдел комплексного обслуживания Центральной городской библиотеки города Набережные Челны тоже задумался над этим. И решил начать свою работу по привлечению в библиотеки школьников, взяв за основу школьные музеи, активистами которых являются многие учащиеся разного возраста.
В Набережных Челнах более 50-ти школьных музеев различной тематики, в которых открыты клубы добровольных помощников. Учащиеся школ принимают активное участие в создании фондов музеев, ведут поисковые работы, но часто не знают, что огромную помощь в этой работе им могут принести библиотеки. В связи с этим был разработан PR-проект «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу» в виде квест-игры в которой приняли участие активисты школьных музеев из 35 школ города (более 200 школьников).
Квест-игра состояла из 6 этапов, которые проходили в онлайн-режиме. В течение двух месяцев ребята отвечали на вопросы, касающиеся как древней, так и новейшей истории Татарстана, угадывали улицы, местность или достопримечательности Набережных Челнов, их местоположение в данный период времени. На одном из этапов искали ответы на вопросы об участии наших земляков в Великой Отечественной войне», или по фотографии определяли известную личность, которая каким-то образом была связана с нашей республикой.
Важным условием многих этапов было посещение библиотек-филиалов города, с подтверждением в виде фотографий из библиотеки. В ходе игры участники команд учились работать с библиотечными каталогами и картотеками. Необходимость найти в книгах библиотек ответы на вопросы необычайно увлекла ребят. Таким образом, в игровой форме, они знакомились со справочным аппаратом библиотек.
Всех участников заинтересовал этап во время которого приходилось по описанию угадывать историческое памятное место прославившее наш город и сфотографироваться на его фоне.
В промежутках между этапами выкладывались тематические фотографии. Например, в задании «Птицы на улицах нашего города», команды должны были выявить как можно более разнообразное количество птиц и сфотографироваться на их фоне. Многие ребята использовали для этого кормушки.
Очень трогательными были фотографии задания «Любимые дворики», где каждый ребёнок старался выявить самое любимое место своего двора. Особенно были интересны хорошо оформленные коллажи.
Так как Набережные Челны город современный, вполне оправданно было задание «Техногород». Здесь ребятам предстояло показать техногенный город – необычные здания, транспорт, промышленную зону. И многие команды с этим успешно справились.
Заключительное задание – «Мои любимые Челны» — предполагало видеоролик о своём городе.
Из всех команд – участников 27 достойно дошли до финиша. Торжественное награждение по итогам квест-игры состоялось в Центральной городской библиотеке. Гостем праздника стал председатель краеведческого клуба «Нижняя Кама» А.Н. Рябов. Победители награждены дипломами и призами.
Итогом стало огромное количество отзывов, пришедших на сайт библиотеки. Квест игра понравилась не только библиотекарям и учителям, но и самим школьникам. Тогда было решено продолжить проект. Работа в формате PR-проекта продолжилась. В 2022 году прошёл уже пятая по счету игра.
В отличие от первого, в последующие годы игру уже не называли «квестом», а просто – сетевая игра. Таким образом выполнили пожелание Набережночелнинского Русского общества убрать «иностранщину» из патриотического, в общем-то мероприятия. Темы каждый год разные, то посвящение искусству, то дружбе народов, проживающих в городе и республике, то строительству Камаза – виновника развития нашего города…
И теперь уже мы приглашали не только в библиотеки города (но это всё же осталось в приоритете), но мы решили привлечь участников игры и в другие учреждения культуры. Теперь участникам приходилось посещать большое количество памятников нашего города – как известных, так и малоизвестных, но значимых, а также выявить курьезные и смешные скульптуры, посещать музеи, выставки, отвечать на вопросы об известных хореографических и вокальных коллективах, известных артистах, театрах и их спектаклях
Но самое важное для нас было — делать рекламные видеоролики о библиотеках города, о книгах (буктрейдеры), о челнинских писателях.
И вновь огромное количество положительных отзывов. И не только отзывов, но и новых участников. В последние два года уже около четырехсот человек принимают участие в игре!
А главным положительным итогом и очень важным, нам показалось то, что в игру включились и родители. Ведь не так легко отпустить детей в большом городе. Папы, мамы, бабушки и дедушки вместе с детьми ездили по памятникам, выставкам, водили их в театры, по библиотекам. Они вместе делали задания, вместе отвечали на вопросы, вместе фотографировались.
Проект оказался настолько успешным, что учителя и дети уже сами просят, чтобы игру продолжили и в следующем году. Раз просят – значит интересно? И уж точно они не забудут, где находится библиотека, и если им понадобится книга, то они к нам придут…
Блинова Гузель Фердинантовна
– заведующий отделом комплексного обслуживания
Центральной городской библиотеки
Муниципального бюджетного учреждения
«Централизованная библиотечная система».
г. Набережные Челны.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ