Невидимый суд поступков. О романе Галины Калинкиной «Лист лавровый в пищу не употребляется»
20.07.2022Главная героиня романа-надежды Галины Калинкиной считает, что ванилью пахнет только в счастливых домах. Молодой человек, в которого влюблена героиня, почти уверен, будто Кто-то через мощь и красоту природы держит и человека. «Если задуматься, и так жить можно: в одной маленькой семье посреди прельщённых и разрушающих, посреди вселенского горя. В том пропащем, искорёженном, что повсюду. В том неисправимо безнадёжном, что не очистилось, никуда не делось из города. В том необоримом, что подминает, да никак не подомнёт: душа по-прежнему устроена и жива». В дом попадает Найдёныщ – девочка-подросток, и хаос вдруг упорядочивается, даже мыши уходят из мышарника, но рояль почему-то оказывается под снегом во дворе.
На Тверской, 17 в книжном «Фаланстере» представлена только что вышедшая книга «Лист лавровый в пищу не употребляется». — М.: СТЕКЛОГРАФ, 2022. (Городская проза)
Роман-надежда или по-иному слово о старообрядстве.
О старообрядцах писали мало, о городских, мирских, «открытых» старообрядцах не писали вообще.
Хотя на самом деле роман-сага ещё и о любви, о мире, о возможности не потерять собственное достоинство во времена кризиса веры. Трое молодых людей собираются в одну не родственную, не кровную семью, сплочённую одиночеством и ностальгией по дореволюционному прошлому.
Основные события разворачиваются в послереволюционной Москве.
Место действия:
– дом в Алексеевой слободе, где ещё кажется возможным счастье;
– слободской храм Илии Пророка;
– Алексеевская насосная станция, подающая из Мытищ воду в московские водокачки (ныне жилой комплекс «Серебряный фонтан»);
– Екатерининский акведук (или Миллионный мост);
– Шереметьевская лечебница (нынешний «Склиф»);
– Аптекарский огород в Мещанской слободе;
– Сокольничья роща с купеческими дачами;
– Виндавский вокзал (Рижский) и геппнеровские башни-близнецы, качающие воду в
Сухареву башню (башни-близнецы и Сухареву взорвали);
– Пятницкое кладбище у Крестовской заставы с одним необычным захоронением;
– Ржевские бани (моют и сейчас);
– Рогожская старообрядческая митрополия (р-н Таганки).
Некоторые городские объекты не только связаны в московский водный узел, но и составляют между собой площадку, где место действия, сюжетные линии и взаимоотношения персонажей завязываются в узел интригующей фабулы. Второстепенные сюжетные линии выводят повествование из столичной Алексеевой слободы в станицу Чершавскую на Дону, в городок Верея Московской губернии, в село Селезнёво – старообрядческий центр под Рязанью и в провинцию Чжили в Китае.
Среди «снеговой борьбы», разборов реквизированных коллекций в музее, в очередях приёмника-распределителя, в советском сиротском приюте над каждым из героев, ежедневно делающим свой выбор, идёт невидимый и независимый суд поступков. Впрочем, как и над каждым из нас.
Калинкина Галина родилась и живет в Москве, окончила РГГУ, в настоящее время редактор журнала «Дегуста.ру» и обозреватель российских академических журналов на Pechorin.net. Член жюри конкурса «Волга-Перископ»-2021 и Международной литературной премии ДИАС в 2021 и 2022 гг. им. Д.Валеева (Татарстан).
Имеет публикации в журналах «Знамя», «Юность», «Этажи», «Сибирские огни», «Сура», «Север», «Textura», «Кольцо А», «Традиции и авангард», ЛИTERRAТУРА и в «Независимой Газете» ( НГ-Exlibris).
Автор книги роман-надежда «Лист лавровый в пищу не употребляется».
Лауреат международных литературных конкурсов (в т.ч. им.Бунина, им.Катаева, им. Короленко, «Русский Гофман» и Волошинский сентябрь» (Критика), номинант канадской премии Э.Хемингуэя за роман-надежду).
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ