«Изучает человеческие глубины…» К 85-летию В. Токаревой
20.11.2022Густо наполненные – фраза, абзац; сюжеты, вынимаемые из панорамы жизни, постепенно уточняющиеся, или уплотняющиеся…
Манера письма, образ стилистики В. Токаревой хорошо узнаваемые: и даже, коли речь о страстях, абзацы тщательно оштукатуренные, будто кадры Антониони.
Всё должно быть чётко: и сумма «чёткостей» организует пространство текстов, перевитых иронией, вспыхивающих юмором – порою тонким, как золотые нити.
Как роскошны «Джентльмены удачи» — киноповесть, ставшая легендарным фильмом: подлинно народным, не ветшающим, сколько бы ни менялся исторический антураж, какие бы коленца не выписывала жизнь…
Киноповесть читается не хуже, чем смотрится фильм, хотя там – несколько другое насыщение сюжета, фильм внёс, конечно, свои коррективы.
…реальность нереального завораживает: Токарева предлагает и такую, например в сборнике «Рубль шестьдесят – не деньги» …
Правда, не деньги, и своеобразная ирреальность – не есть реальность: хотя всё связано с нею, условно-объективной, текучей, как в «Алисе в стране чудес».
Фантастический реализм, которым оперирует Токарева, помещая обычных героев в фантасмагорические ситуации, к примеру, покупки шапки-невидимки, переливается красками обычности – герой ведёт себя совершенно естественно.
Токарева, используя художественный инструментарий, изучает человеческие глубины: равно низины, которых, как правило, больше.
Странно мерцает писательская метафизика: будто происходит сближение тёмного и светлого, и… невозможна речь о победе, поскольку получаемая смесь и организует человека.
Хороший ли персонаж «Лавины», — успешный пианист?
Нахлынет на него женщина-лавина, сметёт, отправит в развал жизни, и… кто здесь худ?
Превосходен?
Из жизни – но настолько по-своему показано, что будто создано для мерцаний вечности: характеры запоминаются, ситуации… долго будут давать возможность вынужденного сопоставления с собственным опытом.
…сверкало «Мимино» — Токарева много работала для кино, и фильмы по её сценариям, становились знамениты.
И снова – грусть сливается с юмором, нежность сочетается с шероховатой правдою бытования на земле.
Словесная композиция создаётся несколькими штрихами: и чуть дымчатые пейзажи проплывают, волнуя и возбуждая интерес.
Ёмкая сила фразы держится на выверенности порядка слов: единственные стали на свои места.
…в норе творчество можно спрятаться: бездны жизни будут меньше пугать.
Творчество Токаревой расходится из центра её мира (не обязательно – норы) сильными кругами, радуя и печаля, забавляя заставляя сострадать…
Александр Балтин
фото взято с сайта femmie.ru
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ