Среда, 24.04.2024
Журнал Клаузура

«Я вечный свет зажёг там, где темно…»

 о новой книге стихов А. Орлова

Так сложилось, что в нынешнее время принято много говорить о поэтах серебряного и золотого веков, поэтах-шестидесятниках, и как-то в полголоса, почти шепотом, о поэтах современности. Этому, конечно, есть свое объяснение. Во-первых, невозможно переоценить вклад классиков в развитие русской литературы и культуры, через их творения осуществляется необходимая связь времен, энтелехия культуры. Без великих кодовых произведений не было бы того драгоценного пласта в духовной культуре, который формировался столетиями, определяя национальный космос России. Во-вторых, здоровому распространению современной поэзии как бы мешает и космическая скорость, с которой заполняется информационное пространство материалом сомнительного содержания. Здесь и тексты популярных песен, которые становятся невероятно востребованными среди молодежи, и стихотворения, которые зачастую лишены не только смысла, но и элементарного чувства ритма, стиля, и многие формы самовыражения на публике.

По этим причинам иногда складывается впечатление, что перевелись таланты на Руси, но на самом деле это совершенно не так. Нужно только более внимательно всмотреться, вслушаться в творческое пространство, чтобы за информационной завесой, как дымом, увидеть сияющие грани настоящих алмазов поэтического ремесла.

Одним из таких ярких представителей является русский поэт современности Александр Орлов, который искреннее и проникновенно общается с читателями через свои стихи, снова и снова побуждая человека к размышлениям над скоротечностью земной жизни и сакральностью происходящих событий в мировой истории, в ее эонах.

Его новый поэтический сборник «Ожившее солнце», являясь квинтэссенцией философской, любовной, гражданской и пейзажной лирики, являет читателю важность обретения себя через единение с Богом и своим родом:

Во всём исчезнет суета,

Когда, в искании приюта,

Ты познаёшь в себе Христа.

Из великана в лилипута

Ты превращаешься – и вдруг

Горит великая гордыня,

И ты твердишь молитвы вслух!

И заполняется пустыня…

Лиричный герой точно знает, что познание Творца в себе невозможно без познания и принятия рода своего. Глубина связи с родом (в этом и есть энтелехия культуры) показывает не только уровень сознательного отношения к своей нации и принадлежности к народу, но и усиливает чувство веры в бессмертие человеческой души, что особенно важно с аксиологической и онтологической стороны для русского национального космоса. Люди уходят – могущество народа (в соборном смысле) остается навечно:

Я слушал всё и обо всех.

Сгорели сумерки земные,

Промчалось время литургии,

И день усиливал разбег.

Вникая в таинства историй,

Я понимал, что мы – родня…

Но души скрылись от меня

В затишье Родовых Угорий.

Кроме того, автор обращает особое внимание на то, что неразрывное единство со своими корнями способно помочь в преодолении житейских трудностей только благодаря многовековой энергоинформационной программе, которую так старательно накапливали предки и заботливо передавали будущим поколениям, так осуществляется передача сакральных знаний по вертикали:

Выли меж круч ветра…

Прошлого слышу зов.

Это в золе костра –

Сень родовых крестов.

Поэт неоднократно возвращает читателя к теме связи поколений, демонстрируя важность следования родовым заветам:

И с этим даром жить мне суждено,

Не замечать врагов и пустословья.

Я вечный свет зажёг там, где темно –

Всё, как учила матушка Прасковья…

В этой связи важно то, что мастер художественного слова проявляет особый интерес к солнцу, звездному пространству, которое волновало и наших прадедов, поскольку небесное светило издревле считалось не только источником света и тепла, но и самой сущности жизни (об этом точно написал поэт-символист К.Д. Бальмонт в трактате «Поэзия как волшебство»).

Я пробуждался, понимая: мир – ничей.

И солнце в чудотворном карауле

Ко мне прислало тысячи лучей –

Так было утром, в радужном июле,

Когда гулял по полю суховей.

И не было росы, и мир ещё был сух,

И было всё вокруг теплом увито,

И от стогов, неубранного жита

На небо возносился русский дух,

Освобождённый от назойливого быта.

Через образ солнца, которое и жизнь дает, и жарким зноем испепеляет, и завораживает одновременно, стихотворец раскрывает духовное значение светила в контексте дольнего пребывания, называя его «свечой вселенной», согревающей дух:

Швырнут деревья красные обноски,

Склонится вниз соломенный лопух,

Застынет мир… и, в багрянистом воске,

Свеча вселенной согревает дух.

Лирик через обращение к теме скоротечности жизни погружает читателя в поэзис трансцендентного бытия человека:

И млечный свет мне ляжет на оплечье,

И мир накроет дымкой снеговой.

И тьма найдёт обличье человечье

Безумной юной девушки с косой.

С ней наши встречи будут неслучайны,

И в жадном преткновении сердец

Две тени унесёт, рассеяв тайны,

Предзимья ключник – молодой снежнец.

Придавая особое значение существованию предопределённости судьбы, которая несет в себе радость и жизненную силу, прокладывая новые пути и открывая неизведанные дали во Вселенной, поэт стремится онтологически осмыслить взаимоотношения между «я» и «миром»:

Мы к этим встречам вечно не готовы.

И в этот раз застигнут я врасплох,

И поводов для встреч первоосновы

Не знаю я, ведь всё решает Бог…

Но все-таки здесь дается надежда на спасение, которое непременно случится в тот самый момент, когда кто-то свыше, подобно отцу, ведущему любимое дитя за руку, проведет человеческую душу по кромке бытия – к жизни вечной:

Но прокричат, как трубы, кликуны,

Раскидывая надо мною крылья –

Что нет в ушедшей осени вины,

Что все мы будем скоро спасены

От жёлтых снов и алого бессилья

В святых отрогах горней стороны.

Таким образом, через свои произведения Александр Орлов не только усиливает человеческое земное восприятие мира в его целокупности, но и вдохновляет читателя одновременно к осмыслению краткости этого земного пути и бессмертию русского духа, а также позволяет иначе, с онтологических позиций, взглянуть на русскую современную поэзию.

Ирина Баранова,

автор журнала «Юность»,

 участник мастерской «Основы писательского искусства» М. Дударевой

фото автора

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика