Понедельник, 06.05.2024
Журнал Клаузура

Слово об Учителе. Марина Титова

Школьные учителя обладают властью,

о которой премьер-министры могут только мечтать.

Уинстон Черчилль

Марине было четыре года, когда погибла родная мама. Сестре Лене – ещё меньше. И появилась другая женщина, Мария Алексеевна, воспитавшая девочек, как родных. Она была учителем, в разное время возглавляла три школы города, депутатствовала в горсовете. Но школьный вирус с раннего детства проник только в одну из сестёр, в Марину, и не погиб в её душе до сих пор. Девочка, которая отлично училась в школе и потом – в педагогическом вузе, не захотела заниматься наукой и продолжать обучение в аспирантуре, потому что её тянуло в школу, где наиболее полно она могла реализовать себя. Так ей казалось, так вышло и на самом деле.

Воспитанная в семье педагога и кадрового офицера, Марина с раннего возраста впитала в себя романтику красногалстучного пионерского движения, позднее став и достойной искренней комсомолкой. Детско-юношеские организации тех лет находили живой отклик в душе девочки, навсегда сформировав её идеалы, которые она несёт по жизни и сегодня. «Неуловимые мстители», на которых росла детвора того времени, «Гренада» Михаила Светлова, позднее – пионеры-герои и комсомольцы, отдавшие жизни за свою родину в годы Великой Отечественной войны, привели Марину на исторический факультет Курганского Государственного педагогического института (КГПИ).

Студенткой Марина была добросовестной, и ей очень хотелось рассказать учащимся то, что сама с таким вдохновением постигала в стенах вуза. «Преподавание – это искусство отдавать», — говорил один из ведущих философов ХХ века Абрахам Джошуа Гешель, и она нисколько не сомневалась, что сможет говорить с ребятами на одном языке, потому что крепкий багаж знаний, приобретённый на факультете, только прибавлял девушке уверенности в правильно выбранном пути.

С папой в День Победы

Еще за её плечами была музыкальная школа по классу фортепиано и игра на гитаре, которую она освоила сама. Конечно, это не могло не пригодиться в туристических слётах, полюбившихся с детства, и потом, уже став учителем, Марина Юрьевна могла насладиться этой романтикой иначе, открывая красоту туризма своим подопечным.

Песни у костра и многокилометровые походы по горам родного края, ночёвки в палатках под ярким небом, когда кажется, что звёзды смотрят только на тебя, и светят только тебе, и подмигивают. И совсем не вдруг вспоминается любимый с детства Маленький принц, смех которого ты можешь услышать теперь через звенящие колокольцы ночного бездонного неба. И вот оно – чудо: тот мир, о котором читала, будучи маленькой, оживает на твоих глазах, и на какую-то секунду (больше – не бывает, ибо человек не в силах пережить это чувство дольше!) тебе кажется… Да, да… Именно так…Ты понимаешь, что же такое счастье… Просто кожей чувствуешь… До мурашек… И ещё понимаешь, что совсем не жалко поделиться этим счастьем с ребятами, которые тоже к твоему счастью сейчас оказываются причастны. Со всем миром поделиться не жалко… Вот такая получается история.

Марина Юрьевна с выпускницами

Наверное, ради подобных мгновений и стоит жить?

Может быть, даже и так…

А почему же нет?

Сейчас – середина августа, но Марина Юрьевна с группой учеников в свой отпуск снова уехала на очередной турслёт у озера Тургояк.  И опять романтика, палатки, посиделки у костра под звёздами, песни под гитару.

Еще в марте она запланировала для себя эту поездку, понимая, что два месяца без общения с классом будет трудно?

Она и сама толком не знает…

Одно очевидно: учительство бьёт из неё ключом, и справиться с этим так же невозможно, как человеку творческому остановить процесс выхода на свет божий скульптуры ли, стихов или музыки. Разрывает тебя, если ты пытаешься удержать то, что должно увидеть свет.

Не часто встретишь учителей, которые свой отпуск готовы разделить с учениками, потому что специфика работы в школе такова, что за два месяца отпуска учитель никогда не восстанавливается, не успевает отдохнуть – такая нагрузка на нервную систему педагогов даже при минимальной ставке. Нужно самозабвенно любить дело, которому отдана жизнь. Марина Юрьевна любит. Ей непременно нужна аудитория, внимающие глаза и чуткие уши, готовые уловить всё, что учитель хочет донести до подопечных. Поэтому, с такой «училкой», как говорят школьники, можно и на край света махнуть.

С классом в походе

В Санкт-Петербург с ними она уже ездила. Не край света, но всё же… Могла бы поехать с семьёй? Конечно! И была с семьёй: с мужем и сыном и… Паровозиком к семье – её любимые ученики. «Так бывает?» — спросит скептик, а Марина Юрьевна улыбнётся и ответит ему: «Так –  бывает!» и поедет с очередным классом в следующую поездку.

Для большинства учителей школа – работа, для Марины Юрьевны Титовой она – и жизнь, и семья, и образ жизни. Её религия – школа, которой она отдаёт себя без остатка. И вспоминается Чехов, который говорил о том, что «Учитель должен быть артист и художник, горячо влюблённый в своё дело», и главное здесь – «горячо влюблённый», иначе ничего не получится.

Помнится, в советское время был такой… лозунг ли, конкурс ли, уже и не вспомнить, но в педагогической среде пафосно-патетично звучало такое измышление: «Сердце отдаю детям!» Вроде бы правильные слова, придуманные кем-то для поддержания «боевого» духа педагогов, коробили слух фальшивыми нотами. Во всяком случае, многие по этому поводу хорошо иронизировали и, конечно, отдавали свои сердца другим претендентам на него, но…

С учениками в своем классе

Тем не менее, в эту «игру» учителя ныряли с головой и непременно хотели выйти из неё победителями. Мечтала ли о такой победе Марина Юрьевна? Кто знает, но она и сегодня живёт именно так, исповедуя школьную религию как единственно верную для себя, потому что учитель – до кончиков пальцев. «Учительница-учительница» — скажет скептик и будет прав. Так ведь – настоящая, и беззаветно преданная своему делу.

А Марина Юрьевна совершенно искренне говорит при этом, что больше всего на свете хотела бы работать в зоопарке с животными. Лошадей очень любит, и сейчас с лёгкостью может оседлать коня и поскакать, куда глаза глядят.

И хорошо, что есть у Марины надёжный тыл в лице преданного и понимающего мужа, взявшего на себя большую часть работы по дому, иначе бы ей просто не вытянуть на себе тот груз, который учитель Марина Титова с лёгкостью несёт уже более сорока лет.

Счастливая семья Марины Титовой

Марина Юрьевна – активный участник знаковых мероприятий, в которых любая школа почитает за честь принять участие, а если повезет, то и победить. Можно скептически относиться к «научной» работе в стенах школ, когда учителя, заявляя своих подопечных на краеведческие конкурсы, переименовываются, ни много, ни мало, в научных руководителей. И как-то не очень понятно делается: то ли науку так опускают сегодня, то ли школу решают искусственно поднять до науки.  Но в любом случае действо это напоминает некую игру –  забаву какую-то, пусть и приятную в смысле терминологии, но … Вспоминается Эрик Бёрн и его труды на тему игрищ: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры». Приятно это, конечно, и статусно, и почетно. И учитель горд, и дети рады, и родители верят в то, что их отпрыски вносят неоценимый вклад в российскую науку, которой пора при таком раскладе сливать масло и вытирать слёзы. Помнится, что в прошлом веке занимались школьники и краеведением, и следопыты были среди них, и могилы неизвестных бойцов находили учащиеся. Но не обзывалось это научной деятельностью, а вот патриотическим воспитанием – да. И было это понятно и правильно. Без гипербол, не нужных никому. В первую очередь – детям.

Понятно, что не учителями игра в науку придумана, с них – какой спрос. Но уж коли так, Марина Юрьевна и здесь многим даёт фору, потому что её ученики и места занимают почётные, и в Москву выезжают в качестве поощрения. Да и школе приятно, ибо удаётся поддерживать рутинную каждодневную работу на достойном уровне. Поэтому опять – искреннее спасибо Марине Юрьевне – не даёт ни себе, ни детям засидеться. И школе – бонус, потому что «Учителями славится Россия» (Андрей Дементьев).

Отдельная глава её жизни – обожаемый сын Алёшка. Алексей Юрьевич уже. Но навсегда, как в детстве, – Алёшка.

Алёшка с дедом

Когда видишь его фотографии, а ими Марина охотно делится с друзьями, то понимаешь, что такое «Доброта».

То есть… Зримый образ доброты – Алешка Мирины Титовой.  Открытое лицо без тени фальши, хитрости, лицемерия. Бездна обаяния. Кто-то сказал, посмотрев на его снимок: «Гагарин!». Не часто такие лица встречаются, это – правда. И для него мама – та вечная любовь, которая никогда не перестаёт, как говорится в Библии. И сильнее этого сыновьего чувства ничего быть не может, потому что всё прочее, увы и увы – величина переменная.

Говоря об учителе и человеке Марине Титовой, нельзя не сказать ещё об одной её любви, которая делает её человеком счастливым. Это любовь к собакам, которых через прекрасные фотографии хозяйки полюбили даже в Интернете. Рыжие ирландские терьеры – Террик и Марио. Трагический уход первого питомца подарил семье новое живое чудо, которого и собакой-то назвать трудно, настолько он очеловечен, понятлив и любим домочадцами. Жаль, что его нельзя брать с собой на уроки! Вполне бы мог сидеть – лежать рядом с хозяйкой и поругивать нерадивых учеников, погавкивая на них, если те не готовы к уроку. «Двойки» Марина Юрьевна ставить не любит, всегда дает ученику возможность исправить ситуацию. А что «двойка»? Это уже финал истории, который Марина, во благо ученика, хочет оставить открытым, потому что исправить «пару» всегда можно и нужно, ведь если сегодня – не знаешь, то завтра… Вот именно! Так-то оно – лучше. Не правда ли? Конечно, правда!

Марио

С верной собакой любит путешествовать на машине Марина по городам и весям необъятной Родины. За рулём – её надежный «тыл» – муж Юрий. Если устанет, то и Марина с удовольствием порулит. Едут – куда глаза глядят. Что-то приглянулось – остановились посмотреть. Ночь застала –  втроём переночевали в гостинице, чтобы утром – опять в путь. География поездок обширна. Большому рыжему ирландцу в машине созданы все условия: в отличие от хозяев он может и поспать, растянувшись на подготовленном ему месте, поэтому Марио в поездке удобнее всех. А его собачью радость, когда машина останавливается и можно размять лапы, представить не трудно. Кажется, что в этой ладной семье, путешествующей по русскому Северу, не хватает любимого сына Алёшки, но в жизни каждых родителей почти всегда наступает то самое грустное время, когда сыновья покидают родимый дом, оставаясь в сердцах близких навсегда.

Марио-путешественник

Вот так живёт в городке Сатка Челябинской области учитель Марина Юрьевна Титова.

Есть у Окуджавы строки:

«Каждый пишет, как он дышит» …

У каких-то народов принято желать имениннику или в праздники хорошей записи в Книге Судеб. Думается, что записи в Марининой Книге – достойные. За них не может быть стыдно. Совсем и никогда. И уже нет родителей рядом, но сестра, муж и сын могут гордиться ею, а это уже – дорогого стоит. И даже если она вызывает чьё-то искреннее непонимание – пусть. Свою работу она всегда делает честно, и это –  главное.

Довелось увидеть кабинет Марины Юрьевны. Ничего лишнего: шкафы с необходимой литературой, классная мебель школьников, стол учителя, доска. На стене – часы, подарок выпускников. Красивые белые плафоны – шары, потому что не любит белый искусственный свет, а с такими – гораздо уютнее. И пианино, хотя преподаёт Марина историю и английский язык. Но мы уже знаем, что не избежала девочка музыкальной школы. И если у костра хороша гитара, на которой Марина тоже играет, то в классе иногда можно сесть к инструменту и поговорить с ребятами на другом языке, открывая в них какие-то новые грани, задевая самые потаённые струны детской души.

«Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».

Иоганн Вольфганг Гёте

Марина Юрьевна Титова заслуживает, и это – самое главное.

Любят ли Марину Юрьевну коллеги? Кто-то считает её гордячкой, кто-то, несомненно, завидует, кто-то уважает. Школа ведь –  женское государство, поэтому говорить об искренности в этом заведении нужно с большой осторожностью, ибо борьба за учеников и родителей идёт там не шуточная. И жить – выживать в школе не так уж просто, но у Марины Титовой получается.

Учитель Марина Титова

Редко увидишь учителя, для которого работа – праздник, но наша героиня – из их числа. Две недели остаётся до первого сентября и начала нового учебного года, а Марина Юрьевна мысленно уже там – в классе, с ребятами и их родителями. Идёт на прогулку с Марио и думает о том, с чего начнёт свой первый день и урок, что скажет тем, кому надлежит прожить ещё один год в стенах школы под её, учительским, терпеливым началом. И каждый день в течение всего года она будет нести своё сердце детям, отдавая им себя без остатка, чтобы потом услышать от ребят и родителей самое дорогое слово, так необходимое каждому человеку на земле: «Спасибо…». Ради этого стоит жить. И дай Бог, чтобы её жизнь в школе продлилась ещё долго-долго.

Ольга Мищенкова

15 – 17.08.2023

Фото автора


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика