Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Уехал, но остался навсегда. 15 июля 1904 года умер А.П. Чехов

В год юбилея Антона Павловича Чехова дата его смерти – 15 июля 1904 года — воспринимается особо. Как никогда, становится очевидным, что писатель бессмертен. Потому что по сей день актуальны темы и сюжеты его произведений, узнаваемы типажи его героев, имена которых давно стали нарицательными. Его помнят и любят в городе, где он родился и вырос, где многое и сейчас напоминает о нём. Чехов — бренд Таганрога. Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира, чтобы своими глазами увидеть выбеленный домик с зелёными ставенками, где он родился; лавку, где он торговал, будучи мальчишкой; посмотреть спектакль в театре, где любил бывать гимназист Антоша Чехов и где в нём проснулся будущий драматург. 

Денег учащимся гимназии хватало только на дешёвые билеты на галёрке. Зато отсюда хорошо видно и саму сцену, и партер, где порой разыгрывались не менее интересные сценки, ставшие впоследствии сюжетами его сатирических рассказов. Например, «Смерть чиновника»:

«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…»

Червякову не посчастливилось чихнуть аккурат на лысину впередисидящего чиновника, и данного конфуза он не смог пережить и в прямом, и в переносном смысле слова. С помощью приёма гротеска Чехов высмеивает такие несимпатичные ему черты характера, как мнительность и способность преувеличивать значимость происходящего, раболепство, которые убивают в человеке личность.

В этом юбилейном для Антона Павловича Чехова году театр его имени впервые остался без зрителей в связи с пандемией коронавируса. И даже закрытие театрального сезона 2020 состоялось в формате он’-лайн трансляции.

Нынешняя очень непростая ситуация с короновирусом, пожалуй, стала бы катастрофой для Белкина, героя рассказа «Человек в футляре», который вечно всего боялся. Прототип этого героя Александр Федорович Дьяконов жил недалеко от театра, о чём свидетельствует мемориальная табличка на фасаде. О том, как жилось здесь его обитателю начала прошлого столетия, Чехов пишет следующее:

«- Беликов жил в том же доме, что и я, — продолжал Буркин, — в том же этаже, дверь против двери, мы часто виделись, и я знал его домашнюю жизнь. И дома та же история: халат, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений и — ах, как бы чего не вышло!..»

Александр Федорович Дьяконов преподавал законоведение в классической мужской гимназии. Все считали его сухим, замкнутым человеком и боялись. Если на Петровской улице он встречал ученика после захода солнца, то на другой день тот выслушивал в течение часа обширную лекцию и оставался без обеда.

Скончался он 5 марта 1903 года в возрасте 84 лет. После его смерти долгое время дом Человека в футляре стоял заколоченным. Потом в нём открыли пятое начальное мужское училище.

Сейчас у входа в бывшую мужскую гимназию, где преподавал Дьяконов-Белкин, а сейчас расположен литературный музей Антона Павловича Чехова, установлена скульптурная композиция, изображающая Человека в футляре.

Таганрог. Лавка Чехова

А за самой гимназией — небольшой сквер с памятником Чехову в центре. За спиной памятника — Центральный рынок, где Антон Павлович однажды стал свидетелем одной весьма примечательной сценки, ставшей основой сюжета рассказа «Хамелеон».

В непосредственной близости от рыночной площади сейчас располагается цирк, где работал приютивший потерявшуюся Каштанку клоун и где она однажды выступила с цирковым номером.

К животным у таганрожцев и сейчас отношение особое. Трепетное. В Таганроге действует специальная программа по гуманному сокращению численности бродячих животных. У собак на ушке чип. Это значит, что животное не агрессивно, стерилизовано и привито.

Сам Антон Павлович очень любил животных. Любил наблюдать за своими домашними питомцами и очень трогательно писал о них в семейной газете.

Врач по профессии, он никак не мог обойти тему медицины в своём творчестве. Пожалуй, одно из самых известных литературных мест, непосредственно связанных с медициной — Палата номер шесть.

«В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нём ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались только следы. Передним фасадом обращён он к больнице, задним — в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями».

До революции здесь на самом деле было отделение для душевнобольных. После революции его приспособили под роддом. Несколько поколений таганрожцев появились на свет именно в чеховской Палате номер шесть и поэтому смело могут говорить о том, что их жизнь тесно связана с литературой, даже если прямого отношения к ней они не имеют.

Сейчас в бывшей Палате номер шесть проводится масштабная реконструкция, и в скором времени здесь будет открыт современный перинатальный центр.

Есть в Таганроге ещё один дом, который также тесно связан и с литературой, и с медициной. Это дом доктора Щендеви, ставшего прототипом героя рассказа «Ионыч».

Несмотря на то, что в рассказе нет прямого указания на то, что действие происходит в Таганроге, таганрожцы без труда узнали свой родной город:

«Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают баллы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомство»…

Чем не Таганрог с его городским театром и библиотекой, клубом Коммерческого собрания, где устраивались пышные и торжественные вечера и где было так много умных образованных людей и интересных семей?

Узнали таганрожцы и известный всем жителям города памятник в виде склепа с белым ангелом наверху, установленный на полпути между входом на кладбище и церковью. Антон Павлович именует его как памятник Деметти, хотя на самом деле захоронение принадлежит богатой купеческой семье и в нём покоится прах купца Филиппа Дмитриевича Катапули.

Наконец, в Ионыче нельзя было не узнать доктора, имеющего в Таганроге того времени обширную практику. Окончив университет с медицинским уклоном, Павел Матвеевич Шендеви в середине 1860-х годов начал работать земским врачом в Таганроге. Придерживался взглядов революционной организации «Народная воля», программа которой включала уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, возглашение демократической свободы, передача земли крестьянам, развязывание террора. Именно эта организация подготовила восемь покушений на Александра II, одно из которых окончилось его смертью. Впрочем, участие Щендеви во всех этих событиях ограничивалось высказыванием модных лозунгов и ведением бесполезных разговоров на тему народовластия. В зрелом возрасте приоритеты доктора-народовольца изменились. Теперь его больше привлекли возможности накопления личного капитала в недавно открытом Общественном банке взаимного кредита.

В 1890 году Навел Матвеевич приобрел домовладение у Евгении Константиновой, вдовы умершего купца, турецкоподданного Ивана Константинова на Александровской улице, 56 (ныне Чехова, 76). Это тот самый дом, на фасаде которого красуется мемориальная табличка, что здесь жил прототип Ионыча.

Вот как Чехов в самом рассказе описывает, как доктор Старцев или Ионыч выбирал этот дом:

«У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение, и два дома в городе, а он облюбовал себе ещё и третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой -нибудь дом, назначенный к торговле, то он без церемонии едет в этот дом, и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:

— Это кабинет? Это спальня? А тут что?»

С 1920 года в доме Ионыча размещался естественно-исторический отдел Краеведческого музея. Затем он снова стал жилым.

Ключевая «точка» литературного Таганрога — библиотека, которая, естественно, носит имя Антона Павловича Чехова. И это закономерно. Антон Павлович на протяжении длительного времени присылал сюда новинки мировой классической литературы. А сейчас здесь собрана богатейшая коллекция изданий Чехова разных лет и воспоминаний о нём его современников.

Впрочем, таганрожцам не обязательно обращаться в библиотеку, чтобы погрузиться в чтение произведений прославленного земляка. В каждой семье обязательно есть как минимум томик его рассказов или пьес, а то и полное собрание сочинений.

Да и в самом городе всё вокруг напоминает прохожим о творчестве Антона Павловича Чехова: либо мемориальная доска на фасаде, либо скульптурная композиция, изображающая героев его рассказов.

Так, у бокового входе в Центральный парк застыла, исполняя цирковой номер, знаменитая троица из «Каштанки». Бытует легенда, что, если потереть хрюше нос, исполнится заветное желание. Как видите, нос хрюши натёрт до блеска.

А у лавки Чековых ведут свой нескончаемый диалог старые школьные товарищи — Толстый и Тонкий. Представители двух разных миров, уровней жизни, сословий — богатый и бедный, большой и маленький человек… Тема, которая красной нитью пронизывает всё творчество Антона Павловича Чехова.

Впрочем, оно настолько глобально и многослойно, что выделить одну доминирующую тему было бы неправильным. Рассказы и пьесы Чехова, словно чай с травяными и фруктово-ягодными добавками из лавки его отца, который и сейчас здесь продаётся. Быть в лавке и не купить пакетик — непростительная оплошность. Даже вдали от Таганрога, смакуя чашечку этого ароматного божественного напитка и перечитывая любимые чеховские рассказы, словно пробуешь их на вкус, вместе с фруктово’-ягодными нотками чая наслаждаясь всеми оттенками вложенного в текст смысла. И свойственную только Чехову добрую иронию, и светлую тихую грусть, и детскую восторженность, и жизнелюбие, и безграничную привязанность и любовь к родному городу и его жителям.

Лариса Есина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика