Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

«Чаша творчества». К 120-летию А. Фадеева

Манок земных соблазнов звучен, и ситуация, когда за… условно скажем «полированные доски» человек, одарённый литературным талантом, избывает в себе талант, трагична по существу…

То, что Фадеев был одарён щедро, чувствовал праздничный фейерверк, которым могут вспыхивать слова, можно почувствовать, читая рассказ «Метелица» – рассказ, ставший прообразом романа «Разгром».

Двадцатые годы, когда писался роман, давали разные варианты стилистики, но было и нечто общее в орнаментализме, в стремление к яркости через сухость, в фиксации колоритных подробностей жизни, когда никакая мелочь не должна пропасть…

«Бренча по ступенькам избитой японской шашкой, Левинсон вышел во двор. С полей тянуло гречишным медом. В жаркой бело-розовой пене плавало над головой июльское солнце»

Так начинается «Разгром», и это тот случай, когда одного, краткого абзаца достаточно, чтобы констатировать талант, как диагноз.

(В определённом смысле литературный талант таковым и является)

Мастерски строятся ступени романа, спускающего в глубину и живописность каждой страницы; резко, крупно, размашисто выписываются образы – особенно Левинсона: сухого и сильного романтика революции.

Вот уссурийский край, где отряд продолжительное время стоит в деревне и не ведёт боевых действий, — и пейзажи, мелькающие лентами, чётко фиксируют данность – как крупно и кругло выписываются точными фразами картины быта…

Роман был выстрелом, вспышкой – он остаётся памятником литературы и времени и посегодня, но вот дальнейшее движение Фадеева…

Фактически – агитка, растянутая на много страниц «Молодая гвардия», хотя подвиг прообразов так значителен, что уложить его в литературный шедевр мог бы разве что гений…

А больше и вспоминать нечего.

Долгие годы, накапливая в своём внутреннем составе материал трагедии, Фадеев, многое видевший и понимавший, лечился запоями, смывая морок реальности, даруя себе возможность продолжать жизнь.

Потом прозвучал выстрел: чаша, скрытая в каждой душе, переполнилась.

Так, исходя из достоинств «Разгрома», должна бы была наполняться чаша творчества, переполнение которой тоже может быть чревато, однако, это обосновано – но подобного не случилось с Фадеевым.

Александр Балтин


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика