Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Место встречи изменить нельзя

Хорошо, что из фонтана не сделали клумбу

Я училась в школе № 1 имени А.С. Пушкина в Верхней Салде. Мой класс был одним из самых сильных и дружных. Мы, ашники выпуска 1975 года, до сих пор общаемся, встречаемся, переписываемся, перезваниваемся, хотя ряды наши начали редеть. Нас многое объединяет. И до сих пор нас крепко связывает место наших встреч – фонтан у ДК имени Г.Д. Агаркова (в детские годы – ДК имени 1 Мая). Это знаковое для нас место, оно проверено временем и по-прежнему имеет для нас значение.

Здесь мы встречались зимой и на больших сугробах играли в «Пана на горе».

Верхняя Салда. Площадь 1 Мая. У фонтана. 6-А класс. Зима 1971 года

Встречались осенью, решали задачки, играли в «Цепи кованые», «Ручеек». И весной здесь же торчали, обсуждая свои школьные дела и проблемы. Окончив школу, поступили в разные вузы, разъехались, но, возвращаясь в родной город, встречались у салдинского фонтана.

Школа № 1 имени А. С. Пушкина в советские годы

Школа рядом. Стоит на своем прежнем месте, только не та, в которой мы учились, полудеревянной двухэтажке, а новая и современная, около которой теперь другой памятник Пушкину. В старенькой школе мы на уроках смотрели через окна на своего Александра Сергеевича. Памятник ему (опекушинская копия) появился здесь в 1956 году по указу директора завода ВСМПО (ВСМОЗ) Гавриила Дмитриевича Агаркова (1905–1992). Установлен он был бригадой рабочих цеха № 19 под руководством мастера В.П. Поединщикова, за сооружением памятника следил помощник по соцбыту Я.М. Штейнбург. Пушкин встречал нас каждое утро и провожал домой из школы, он тоже для нас имел большое значение. Мы созерцали его 10 лет из окон, а в школе проводились мероприятия, посвященные поэту, литературные праздники и встречи – все это отразилось, естественно, на нашей жизни.

Но вернусь к фонтану. Меня всегда интересовала его история. Однажды я решила заняться этим, ведь в Верхней Салде до сих пор многие думают, что автором скульптуры «Данилушко», героя П.П. Бажова (др. названия – «Данило», «Данило-мастер», «Каменный цветок»), стал салдинский скульптор Леонид Ефимович Неверов (1951–2018). Но это не так. С Неверовым, отцом моего одноклассника Евгения Неверова, я была хорошо знакома. Бывала не раз в его мастерских в Доме книги, в школе искусств. И статей о нем много опубликовала, работая журналистом в газете «Салдинский рабочий». Леонид Ефимович сразу отмел свое авторство, сказал, что скульптор  до сих пор не установлен.

Я провела свое расследование, о том, что выяснила, опубликовала в «Салдинском рабочем» (№ 48, 2003), «Литературном квартале» (№ 12, 2008), в своей книге «Перекрестки удивительных судеб» (первый выпуск, 2010). Сразу скажу, что скульптора, создавшего эту работу, я не нашла, но надеялась, что кто-нибудь откликнется, если кому-то что-то известно. Но прошло столько лет, а никто не ответил мне. Чтобы не повторяться, здесь я размещаю полностью ту статью, которая была мною опубликована.

ЧЕЙ ДАНИЛУШКО?

Знаменитые уральские сказы Бажова появились в 1936-1938 годах, а в 1939 году они были объединены в одну книгу под названием «Малахитовая шка­тулка». Эта книга сразу стала любимой у взрослых и детей. В год ее появления Павлу Пе­тровичу исполнилось уже 60. За выдающиеся заслуги в об­ласти литературы в марте 1943 года создателю «Малахитовой шкатулки» была присуждена Государственная премия, а в феврале 1944 он был награжден ор­деном Ленина. Яркие, колорит­ные сказы писателя наполнены глубоким смыслом. В сказах от­ражена целая эпоха: быт, нравы, мастерство, трудолюбие рус­ского человека, характер, сме­калка, бесхитростные чувства. Бажовские умельцы – сильные люди, но темные, необразован­ные, зато светлые в душе. Это наши уральские корни.

В знаменитой книге его есть сказ «Каменный цветок» про Данилу-мастера. Сказ этот экранизирован.

«Ну, и принялся Данилушко за тот камень. Ни дня, ни ночи не знает. А Прокопьич помал­кивает. Может, угомонится па­рень, как охотку стешит. Работа ходко идет. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широ­кие кучкой, зубчики, прожилки — все пришлось лучше нель­зя». – так у Бажова.

И такой же цветок держит салдинский Данилушко. Горный мастер вот уже несколько десятилетий укра­шает одно из самых удачных мест в Верхней Салде — пло­щадь имени Агаркова. Сегодня фонтан — радость для каждо­го, кто приходит на площадь.

Но кто автор скульптуры? Эту салдинскую загадку пока никто не разгадал. Интерес к тайне проявляли салдинские краеве­ды, историки и просто жители города. Но, увы… А ведь еще Павел Петрович Бажов писал в сказе «Чугунная бабушка»: «Ра­бота она штука долговековая. Человек умрет, а дело его оста­нется».

Кое-какие факты об истории появления Данилы в Верхней Салде поведал Юрий Всево­лодович Снежинский, местный музыкант и композитор: «В 1966 году на сцене верхнесалдинского Дворца культуры был поставлен «Каменный цветок» — балет в двух актах. На это культурное событие даже при­ехало свердловское телевиде­ние. Подобный балет тогда ста­вился лишь в Москве… Гавриил Дмитриевич Агарков, директор Верхнесалдинского металло­обрабатывающего завода, по­сле представления пожал руки юным балеринам. Одной из них запомнились его слова, что в честь этого балета надо воз­двигнуть на площади перед дворцом что-то, увековечива­ющее его. Через год появился фонтан в виде Данилы-мастера. А балет «Каменный цветок» был поставлен Лидией Титовной Лидиной. Исполнение дей­ствий на сцене происходило под живую музыку эстрадного оркестра, которым руководил я в то время». Балет «Каменный цветок» в маленьком провинци­альном городе стал знамена­тельным событием. А Гавриил Дмитриевич слыл настоящим знатоком искусства, он сумел оценить значение балета для маленького города и его даль­нейшего культурного развития.

Сегодня существуют две версии по поводу появления Данилы: он был завезен в Салду вместе с заводом во время войны, то есть «эвакуирован» из Москвы; он привезен откуда-то специально директором за­вода Гавриилом Дмитриевичем Агарковым. Однако салдинская загадка до сих пор остается неразрешенной. Кто автор? Откуда появилась эта скульптура?

К сожалению, и родственни­ки Гавриила Дмитриевича не знают ничего об истории сал- динского Данилушки. И сын легендарного директора Верх­несалдинского металлообра­батывающего завода, Артем Гаврилович Агарков, тоже не смог помочь в решении это­го вопроса. Круг замкнулся. Хотя мне кажется, что решение должно быть очень простым. Но пока не найден тот человек, который знал бы эту простую историю. И салдинская тайна по-прежнему остается тайной.

«Рабочие руки все могут! Кое в порошок сомкнут, кое по кру­пинкам соберут да мяконько прогладят — вот и выйдет ка­мень небывалой радости. Все­му миру на диво. И на поученье – тоже», — писал Бажов.

Ка­мень небывалой радости дер­жит салдинский Данилушка, из цветка льются разноцветные струйки, а на площади вокруг жители города — здесь всегда многолюдно. Фонтан — дей­ствительно радость, особенно для детей. Но должны же салдинцы знать, кто сотворил эту радость!

НАДЕЖДА ЛЫСАНОВА

В нашем детстве фонтан выглядел простенько. Его окружал оштукатуренный и покрашенный каменный (кирпичный) парапет. Часто штукатурка отваливалась после зимы. Иногда бассейн фонтана вокруг и внутри подмазывали, ремонтировали. А бывали годы, что про него забывали. К нему сходились четыре перекрестные асфальтированные дорожки и одна центральная (широкая) с двух его сторон, около них росли кусты акаций. Кусты иногда подстригали, а чаще они росли привольно, как хотели, а вокруг вырастала огромная трава, иногда выше кустов. Газоны в Салде стали косить сначала косами, потом работники ВСМПО или города выходили на улицы с газонокосилками, при Владиславе Валентиновиче Тетюхине (1932–2019) уже, когда он вернулся в Салду из Москвы в 1992 году.

План-схема сквера у ДК им. 1 Мая.

Я с сыном Павликом на одной из дорожек, ведущих к фонтану. 1979 год

В советские годы струи фонтана вырывались из цветка, который держит на руке Данило. Струи не были высокими. Но мы любили именно такой фонтан! И нам никогда в голову не приходило что-то сломать здесь, отломить, напачкать. Фонтан был для нас уникальным местом в нашем небольшом, но любимом, провинциальном городе. Радость веселых, разноцветных струй передавалась нам, и мы, как беспечные пташки чирикали около него.

В. Салда. У фонтана. Мне 18 лет. 1976 год.
Струи фонтана идут из цветка.

Значительная реконструкция фонтана и площади была произведена в 90-х годах прошлого века, во времена директорства В.В. Тетюхина – все работы по обустройству площади велись ВСМПО. Директор завода хотел сделать эту площадь местом культурного отдыха, он, конечно, знал о ее значении и для нас, ашников, (Дмитрий Тетюхин, мой одноклассник, – его сын) и вообще школьников Пушкинки. И все получилось. Я помню, как салдинцы семьями приходили посмотреть обустроенный по-новому фонтан, насладиться его красотой, посидеть на скамейках на площади, которая именно по предложению Тетюхина была переименована и стала носить имя  Г.Д. Агаркова. Струи фонтана омывали Данилушку не только из цветка, а со всех сторон.

Фонтан после первой глобальной реконструкции на площади у ДК имени Г.Д. Агаркова

В каждой салдинской семье и в нашей найдутся фотографии с этим фонтаном. По снимкам можно составить его летопись с 1967 года (в этом году он был установлен) и даже по месяцам: каким он был в советские годы, в перестроечные, какой сейчас. Данило-мастер с 2013 года (после очередной реконструкции) «стал смотреть» не на ДК, а на Центральный поселок, в котором проживали генеральные директора завода Г.Д. Агарков, В.В. Тетюхин, в котором прошло мое детство и некоторых моих одноклассников.

В 2016 году вандалы разгромили в Верхней Салде единственный ее фонтан. В августе неизвестные изрубили плитку, которая служила облицовкой. Разбили не только фасад, но и сам бассейн внутри. Ущерб нанесен был весомый, а средств на его ремонт не нашлось сразу, так как в первую очередь нужно было завершить строительство новой первой школы. Об этом некрасивом событии сообщали все местные газеты и телекомпании. Владимир Вайсеро, директор Службы городского хозяйства, был в шоке. Он не мог припомнить вообще такого скверного события в Салде, подобного этому.

После некрасивого происшествия из фонтана хотели сделать клумбу, по примеру других городов области, например, Н. Тагила. И тогда бы В. Салда осталась совсем без фонтана. Перестроили фонтан в клумбу – и затраты минимальные. Встречаются подобные мне сегодня и в Челябинске. В душе возникает какое-то чувство вины за перестроечные времена и последующие. Хорошо, что в Салде из фонтана не сделали клумбу. Ученики Пушкинки всегда тут толпились, думаю, и сегодня многие классы роятся здесь же – школьная традиция. У фонтана встречаются салдинские влюбленные, назначаются деловые встречи.

Однако Верхняя Салда справилась. Реконструкция была осуществлена в короткие сроки (2017–2018). Работы были произведены ООО «ВСМПО – Строитель» (УКС), имелось соглашение о предоставлении субсидий. Дизайн-проект подготовлен был специалистами компании «Тагилархпроект». Прежняя планировка площади была изменена. И в 2018 состоялось открытие летне-осеннего сезона и проекта «Дворцовая площадь». Мероприятие было красочное и праздничное, посвященное 140-летию со дня рождения П.П. Бажова. Салдинский фонтан вновь ожил!

Последняя реконструкция  площади и фонтана (2017–2018)

Почему я вновь вернулась к этой теме? Во-первых, хотелось бы напомнить о героях Бажова именно в скульптурных формах, как наш фонтан. Во-вторых, я надеюсь получить ответ на свой давний вопрос о скульпторе, авторе «Данилушки». В-третьих, надо рассказать о том, что копия салдинского фонтана появилась в Нижнем Тагиле у Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра. Сегодня центр носит имя Владислава Валентиновича Тетюхина. В-четвертых, история фонтана, как не крути, тесно связана с нами, выпускниками Пушкинской школы. И здесь проходят основные культурные мероприятия города и завода.

Кто же задумал еще такой же фонтан, чтобы установить его у медицинского центра? Идея поставить копию салдинского фонтана, со слов многих салдинцев, которые были знакомы с Тетюхиным, принадлежала ему самому, Владиславу Валентиновичу. Он хотел центр этот построить в Верхней Салде, к которой был привязан, отдал почти всю жизнь в ней любимому заводу. Салду любил и желал всегда сделать ее лучше. Но место для строительства нашлось тогда только в Нижнем Тагиле. Так Тетюхина связала судьба близко еще с одним уральским городом. Он скрепил два города Данилой-мастером, да и не только им, просто разговор сейчас о фонтане.

В разных публикациях 90-х годов и позднее В.В. Тетюхин звучал как титановый король, Дон Кихот, меценат, советский святой. В 80 лет он продал все свои акции, а вырученные 3,2 (3,3 – по другим сведениям) миллиона вложил в строительство уникального госпиталя. Строительство центра началось в Нижнем Тагиле в 2012 году, госпиталь открылся в 2014. Фонтан сразу вошел в проект. И уже в 2014 стоял на месте. В 2017 году В.В. Тетюхин, директор клинического центра, стал почетным гражданином Нижнего Тагила.

Работы, связанные с Данилой-мастером, были проведены в литейной мастерской «Брезгин и Ко» в Первоуральске (Свердловская область). И ваятеля нашли местного, первоуральского. Скульптор А. Синицкий стал главным участником этого волшебного события. Весной 2013 была залита чаша, в конце года был установлен Данило. Замечательно и то, что эмблемой на сайте Уральского клинического лечебно-реабиталиционного центра выведена на страницу тоже скульптура Данилушки  (ural–clinic.ru).

Копия салдинского фонтана у Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра им. В. В. Тетюхина

Приезжают на лечение салдинцы в центр и видят такого родного им с детства Данилушку. Читают сказы детям и внукам, гордятся своими корнями. Вспоминают добрым словом всех: кто написал об Урале, кто сотворил две скульптуры горного мастера. Вспоминают также салдинцы добрым словом и двух генеральных директоров завода – Гавриила Дмитриевича Агаркова и Владислава Валентиновича Тетюхина за невероятное трудолюбие в самые непростые периоды развития металлургии в стране.

Шикарная площадь с фонтаном у больницы

И как бы было здорово, если б нашлось имя создателя салдинского «Данилушки».

Надежда Лысанова

Фотографии из личного архива автора, а также с сайтов В.Салды, заводской газеты «Новатор», Уральского клинического лечебно-реабиталиционного центра в Н.Тагиле.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика