Фёдор Ошевнев. «На книжном развале». Рассказ
12.01.2018
/
Редакция
Май. Улица. Газон с огромной плешиной. На вытоптанном куске развернуто несколько клеенок с уложенными поверх рядами книг. В основном это худлитература, однако имеется и несколько справочников, словарей, кулинарных изданий.
Сбоку от «магазина на земле» припаркован старенький ВАЗ-2107 сине-зеленого цвета. На водительском сиденье «русского мерседеса» в ожидании покупателей уныло подремывает хозяин книжного развала: лет шестидесяти, с изжелта-бледным усталым лицом, в спортивном костюме Adidas и кепи-бейсболке.
Но вот к многотомной «витрине» подходит яркопомадная блондинка лет тридцати с сыном-младшеклассником, крепеньким, с лощеной физиономией. Продавец поспешно выбирается из «семерки», услужливо застывает возле ближней к нему клеенки. Мама заинтересованно обозревает развал. Тем временем шустрый мальчишка уже обшнырил его, метнул подобранную палку в лежащую на травке кошку, состроил продавцу разбойничью рожу…
– Немедленно прекрати кривляться! – прикрикнула на сорванца мама. – И постой на месте хотя бы минуту. Я тебе сейчас какую-нибудь книгу куплю.
– Не надо! Не нужна! – надуто запротестовал он.
– А я говорю, купим! – с нажимом произнесла мама и присела на корточки, отчего у нее меж обтягивающего короткого топика и джинсов с низкой посадкой явились на обозрение розовые кружевные стринги.
Выбрала она сборник зарубежных сказок в ледериновой обложке. Встала.
– Сколько стоит?
– Пятьдесят рублей, – с надеждой ответил продавец.
– Без проблем. Беру.
И протянула сборник сыну. Тот спрятал руки за спину:
– Не хочу!
– Держи, тебе говорят! – разозлилась мама.
Вручила ему книгу, а сама полезла за кошельком. Мальчишка же мать обежал и сунул том чуть ли не в нос продавцу:
– На! На! Возьми! Забери! Не нужна она мне!
Тот на автомате принял отвергнутый товар, а сорванец поскорее в сторону прыг и руки в карманы брюк спрятал.
– Почему не нужна-то? – недоуменно спросил продавец.
Мальчишка скорчил зверскую физию и со злобным рычаньем выпалил:
– А ее читать на-а-адо!
– Ну вот! – вздохнув, произнесла мама. – Выходит, не судьба… – И бесповоротно убрала кошелек в сумку.
– Пошли! Пошли отсюда! Быстрей! – нетерпеливо подпрыгивал мальчишка, явно опасаясь, что ненавистную ему книгу всё-таки приобретут.
Мама и сын удалялись от развала, а обманутый в реализаторских ожиданиях продавец разочарованно смотрел вслед. Ассоциативно он вспомнил своего внука-пятиклассника, помешанного на компьютерных стрелялках да фильмах-фэнтези, горе-грамотея: «йожик», «Айвазовское море», «пешком ехал на коне»… А когда в школе письменно отвечал на вопросы, как именуют жителей иных стран, у него получилось, что в Индии проживают индейцы, в Японии – япы, в Дании – донцы (посчитал, что страна эта находится где-то на Дону), а в России – российцы.
Однажды дед продемонстрировал внуку любимую книгу своего детства – добрую и смешную повесть польского писателя Эдмунда Низюрского «Невероятные приключения Марека Пегуса»: о школьнике-подростке, волею обстоятельств попадающем в разные невероятные ситуации. Она издавалась «Детгизом» в 1962-м, и пожилой букинист ностальгически разыскивал ее, пока наконец не обнаружил и выкупил через Интернет.
– Сто рублей за прочтение даю! – предложил он мальчишке.
Почуяв свою выгоду, тот запросил за эту «работу» аж целую «пятихатку». В итоге торгующиеся стороны сошлись на трехстах рублях. Что ж, их внук отработал честно, дед это проверил. Но вот со второй книгой у него подкуп не выгорел: мальчишка наотрез отказался осваивать «Алые паруса» и «Бегущую по волнам» (под одним переплетом) даже и за пятьсот рублей.
– Да что ж ты, тысячу, что ли, хочешь? – возмутился было дед.
– Нисколько не надо! Не буду я ее читать, даже и за миллион! – категорично заявил внук. – Не нужна она мне! Совсем!
«О-хо-хо, – тяжко вздохнул хозяин развала, воскресив в памяти не удавшуюся сделку с потомком. – А ведь на Руси издавна бытовали пословицы: “Книга – зеркало жизни” и “Книга – зеркало души”. По всему выходит, что нынче в России молодое поколение их уже начисто не приемлет».
И в расстроенных чувствах он вернулся на сиденье автомобиля, уныло мечтая об истинном любителе и почитателе литературы, который бы вдруг, да и приобрел у него сразу целую кучу книг, при этом даже и не торгуясь…
«Мечты, мечты, где ваша сладость?»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ