Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

О «Тайне света» Никоса Сафронова

Наконец-то удалось побывать на нашумевшей выставке Сафронова «Тайна света». Кого-то его творчество восхищает. Кто-то плюется, называя его ремесленником, салонным мастером, а его картины — мазнёй на заказ. Но — заметьте — равнодушных нет. Значит, цепляет и что-то в нём есть такое, что вызывает и восторг, и отрицание. Поэтому было очень интересно увидеть экспозицию самой. Признаться, настроена была критически. Но «Тайна света» не разочаровала. Как минимум форматом. Переступив порог выставочного зала, оказываешься в сумрачном полумраке. Подсвечены только сами картины. Так и в жизни: беспросветную суету будней разбавляют яркие воспоминания, вспышки эмоций, озарений, идей, находок… — творчество, в общем. Свет выполняет и вполне практическую функцию, выделяя фрагменты полотна и создавая нужный мастеру эффект. Поэтому света в этом сумрачном помещении было всё-таки много, хотя он щедро и не разливался по всему залу, но его лучи, подобно стрелам, били целенаправленно, попадая в «яблочко» 100 раз из 100.

У входа — огромный портрет художника, выложенный 50-копеечными монетами. Наглядный пример монетизации творчества. Мечта любого творческого человека о том, чтобы любимое дело приносило доход. Весьма приличный доход, учитывая статус миллионера автора выставки. Пример того, что человек может и работать, и зарабатывать.

Чаще и больше всего критикуют портреты Сафронова. Называют их кукольными, неживыми, постановочными, салонными, написанными в угоду моделям, на потребу… Лица яркие, словно сошедшие со страниц глянцевых журналов, без изъянов вроде мелких морщинок, или складок, которые придают лицу неповторимую прелесть и шарм, подчёркивают индивидуальность, говорят о характере… Здесь лица идеально гладкие. Характер своих героинь художник подчеркнул иначе: уходящая ввысь витая крутая лестница, в которую «вмонтировано» лицо известной актрисы, напоминает русскую косу и намекает на славянский тип ее внешности, крутость характера и стремительный взлёт по карьерной лестнице. А Вавилонская башня, словно воротник водолазки, сжавший горло черноволосой красавицы, говорит о восточном типе красоты, о порочности и в то же время недоступности героини.

Женские портреты Сафронова — медийные, популярные, узнаваемые персоны, актрисы, певицы, модели… Николь Кидман, Вертинская, Мадонна, Анджелина Джоли…. Они привыкли играть роли и прятать своё истинное «Я» в глубины подсознания. Эти маски — на полотнах Сафронова. Однако это лица нашего времени — циничного, лицемерного, прекрасного снаружи, но своенравного, капризного, а иной раз жёсткого и даже жестокого по своей сути, но всё равно великого и любимого современниками. Ведь другого времени у нас нет, и не будет…

Как бы ни ругали портреты Сафронова, но его графика всё-таки впечатляет. Лица, нарисованные карандашом в одной цветовой гамме, более живые, естественные, характерные. Особенно впечатлили портреты Раневской и Юрова. Там, где есть богатый внутренний мир, художник его уловил и открыл зрителю.

Бросается в глаза, что не все портретные полотна детально прорисованы. Рассматривая их, понимаешь, что это наверняка не просто так. Одежда героинь закрашена не полностью, хаотичными на первый взгляд мазками, видны фрагменты чистого холста, словно это отпечатки краски… Это — художественный приём, почерк художника, стиль, который имеет свою философию. Филигранно прорисовывая кукольные лица и демонстрируя небрежность к нарядам, художник как бы говорит зрителю: главное не то, во что мы одеты, а наш внутренний мир. Одежда, даже самая модная и дорогая – не более чем отпечаток времени, в котором живём, она рано или поздно превратится в ветошь, подобно этим редким мазкам на полотнах… А что? Мне эта мысль очень даже близка.

На портретах известных людей из прошлого, напротив, наряды тщательно прорисованы, вплоть до мельчайших деталей, а лица угадываются, смазаны, скрыты дымкой. Экскурсовод объяснил этот факт, исходя из теории света, которой подчинена выставка. Но мне этот художественный приём также показался философичным. Действительно, о том, что было, мы знаем только по сохранившимся костюмам, нарядам, украшениям, деталям интерьера и предметам быта, которые филигранно выписаны Сафроновым. Потому что мы знаем о том, как выглядели даже известные исторические персонажи не по фотографиям, а по картинам художников, то есть тоже по артефактам, но никогда не узнаем, как именно выглядели они на самом деле.

Особенно запомнился портрет мужчины в старинном камзоле, в парике, какие носили в XVII веке, с лицом, выписанном в жанре кубизма — автору выставки не откажешь в чувстве юмора. На других портретах вместо головы — готические башни замка, букеты цветов, магический шар… Каким художник видит своего героя, тот предмет вместо головы. Просто и наглядно.

Подавляющее большинство полотен, представленных на «Тайне света» – чистой воды сюр. Портрет Дали в самый запутанный момент его жизни и творчества здесь далеко не случаен. Дама-крольчиха в старинном пышном платье с воланами словно сбежала со страниц книжки «Алиса в стране чудес» и застыла на полотне Сафронова. Голуби с милыми кроличьими мордашками не менее загадочны и сюрреалистичны, чем улыбка чеширского кота. Бросается в глаза и блистательная, на мой взгляд, пародия на картину Ренуара, на которой танцующая пара изображена в образе котиков.

О трёх полотнах хочется рассказать подробнее. Зацепили. Пожалуй, ключевая картина, давшая название всей выставке, это «Капли света». Её нужно видеть в оригинале, потому что фото не передаст эффекта, создаваемого подсветкой рамы: удаляясь от нарисованного тёмными красками холста, замечаешь, как он становится светлее, отражая свет, льющийся из-под рамы. И не только этой картины. Свет с полотен льётся отовсюду, обволакивая посетителей и погружая в атмосферу таинства творчества. Приглушённый, созданный для того, чтобы выделить фрагмент холста, он множится, отражённый стёклами других картин.

Впечатлила нехитрая философия полотна с изображением дерущихся петухов в центре, с городскими и сельскими пейзажами по периметру холста, нарисованными в разных стилях и жанрах . Но ведь всё гениальное просто, не так ли? Стоя у этой картины, невольно думаешь о том, что вся история человечества — петушиные бои, разрушающие идиллию мирной жизни в любом уголке планеты.

Светящиеся изнутри шары планет в виде росы на траве или кладки яиц (у каждого свои ассоциации, или и то, и другое сразу) вселяют уверенность — всё будет хорошо. В росах-планетах вызревает и вот-вот вылупится лето. Скоро будет ярко, светло, тепло и солнечно. Поскорей бы! Загостилась в этом году зима.

Наконец, многие картины прекрасно дополнили стихи поэта Владимира Леонова. Они за себя говорят сами. Те, что более всего понравились, щёлкнула на память. Таким образом, это не просто выставка или вернисаж, а самый настоящий художественный альбом. В совершенно новом формате.

В Краснодаре выставка будет гостить до 28 марта, а потом отправится в другой провинциальный город, чтобы разбавить беспросветность однообразного течения будней светом эпатажного творчества самого знаменитого художника современности, пожалуй.

Лариса Есина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика