Четверг, 05.08.2021
Журнал Клаузура

К 190-летию «Горя от ума»

Повезло ли обществу, если в его структуры вписано несколько Чацких?

Чацких – которым прислуживаться тошно, чьё стремление жить с высоко поднятой головой упирается в невозможность оного, если мечтаешь о карьере?

Социум сильно изменился с грибоедовских времён, однако, осталось в нём нечто, изменениям не подлежащее: сгустки страстей, определяющих данность, законы социума, подразумевающие шероховатость бытия.

Например – несправедливость: один из основных законов: всё и всегда должно быть не справедливо; и великая попытка исправить это, предпринятая в Советском Союзе, закончилась, как известно, крахом.

Другой закон: социабельность: малых способностей человек, вроде Молчалина, обладающий интуитивным чувством, как надо себя вести, может лихо продвинуться в обществе…

Обществу безразличны Чацкие: хотя, изгнав их, или уморив, оно может превратить их в героев: иконы – совсем не церковные – необходимы всегда.

За Фамусовым последнее слово: да ещё за роднёй его: Тоцким и Епанчиным: и слово это весомо, как физическая фактура Фамусова.

Нечто от Скалозуба есть в каждом радетеле за общественное благополучие: действительно – книги приводят к странным результатам, чтение порождает бунт, а бунт мешает балансу несправедливости, которым держится социум.

Каждой гранью сверкают реплики, запущенные в мир Грибоедовым, и отточенность стиха подчёркивает тяжесть содержания.

«Горе от ума» — весьма условно можно посчитать комедией: только в том смысле в которой определил жанр своего грандиозного цикла романов Бальзак.

Мы до сих пор питаемся грибоедовскими афоризмами; больше того – они цитируются часто без упоминания автора, а современные люди, зная афоризмы, и не знают, кто выпустил их в мир.

Густо трагическая эта комедия творится постоянно: на поскрипывающих тяжело подмостках бытия, которые каждый вынужден изучать собственною судьбой.

Вариантов нет.

Александр Балтин


комментариев 8

  1. Алексей Курганов

    Бессмертная вешь, потому что актуальная. АЧацкий со своим и наивными социальными потугами действительно жалок.

  2. Анатолий Григорьевич Ненилин

    Привет! Когда разговор ведётся на тему начальник и подчинённый, то забывается, как строится Мир жизни, суть бытия которого, в движении усложнения Мысли творчества, а не топтание на месте двигаясь по замкнутому кругу определяемому ритуалами. Одним из таких ритуалов является отношение властного руководства с невластным исполнителем. Руководство и власть разные вещи. Руководство — это сотрудничество без насилия и обмана. А власть это обман и насилие. Зная это, можно говорить о справедливости, которая в свою очередь, является формой дружеских отношений в сотворчестве между руководителем и подчинёнными, при отсутствии власти. Но это ещё называется — по Совести. Грибоедов просто описывает бессовестные отношения между людьми в определённых обстоятельствах. Прочитав его произведение можно испытывать различные эмоции и чувства, зависящие от своей испорченности или бессовестности. И это укладывается в систему концепций в движении жизни, создавая некоторую усложнённость воспринимаемых образов. Но это же, уводит в в ритуал, не позволяющий двигаться вперёд в развитии творчества. Создавая отношения несправедливости между людьми. По сути разрушая Мир творческой Мысли.

  3. Инга

    За житейскими разговорами забыли мы поклониться Александру Сергеевичу Грибоедову — земля ему пухом и вечная благодарная память потомков!

  4. Инга

    Согласна, что в жизни всё сложнее, но нельзя же видеть только тёмные стороны, хочется верить, что и по-другому жить можно, как без веры-то? Ведь хороших людей и поступков в жизни достаточно, только почему-то чаще вспоминаем плохое. Уверена, что рядом с каждым из Вас надёжные, верные друзья! И таких в нашей стране много! Вот и поговорили душевно. Спасибо всем и будьте здоровы!

  5. Мансуров Андрей Арсланович

    Интересные трактовки — что в статье, что в комменте. Однако суть проблемы глубже, как мне кажется. Проблемы и разногласия между людьми будут ВСЕГДА, если этих людей больше… Одного! Отношения подчинённый-начальник, муж-жена, родитель-ребёнок, подруга-подруга, и прочие, никогда не проходят «гладко». Всегда есть или проблемы (как не вспомнить Тургенева), или недопонимание, или даже ненависть и зависть. А чего же другого ждать, если вспомнить даже Каина и Авеля?! И даже Господь Бог не смог помешать убийству брата — братом!!! С другой стороны, кто сейчас не читал Дейла Карнеги? И он до сих пор. спустя сто с лишним лет — актуален как никогда. Любой начальник любит, чтоб ему …адницу лизали, и предпочитает окружать себя не «компетентными», а — «верными и преданными»! Поэтому всегда будут люди, что-то создающие руками или воображением, и те, кто плоды их труда присваивают. Рабы и рабовладельцы. Воины. Которые не любят создавать, а любят захватывать «трофеи». Приспособленцы-лентяи, и «рабочие лошадки». Это — нормально. Интересующихся, как эти тезисы описаны в художественном варианте, отсылаю к повести «Принципиальная разница» в сборнике «Запрещённая фантастика».

  6. Александр Зиновьев

    Я проще напишу, или точнее проще, чем Воложин. 190 лет прошло, а человечество так и не сумело создать жизнь по законам СПРАВЕДЛИВОСТИ!
    Для меня смысл слова если не дополняется поступком — просто пустой звук! И вот моё (одно из) доказательство, что я и поступал! Чукотка. Золотодобывающая артель «Незабудка».В удачном, и даже в хорошем Сезоне — любой старатель зарабатывает на квартиру в Москве. Я из Москвы — поэтому знал. Председатель Липендин. Такой кряжистый и в общем вполне знающий и хваткий. Конец Сезона! Считай с большой удачей. База в посёлке — без базы никуда. Я токарь. Во дворе работает сварщик Коля из Хабаровска. Можно сказать хрупкий парень, но жилистый и знающий. Мастер с хорошей буквы. Я работаю и слышу во дворе шум какой-то, возгласы! Выглядываю и вижу как Липендин словесно измывается над Колей, который ему ну ничем не может ответить, стоит понурив голову! И вот тут-то я (гражданин) и понёс этого Липендина. Да так, что он опешил.
    Через неделю общее (якобы) собрание Артельщиков, что по закону и я изгнан и без Квартиры и просто БЕЗ, но с чистой совестью. Потому как встал в этом эпизоде за СПРАВЕДЛИВОСТЬ! Да, отчасти совсем не как в Горе от ума!

  7. Инга

    Действительно, общество со времени А.С.Грибоедова изменилось, но это совсем не значит, что люди чести, доблести, мужества, способные к борьбе за справедливость, в которой вы почему-то обществу отказываете, вот эти ЛЮДИ ЧЕСТИ и есть то самое НЕЧТО, что » никогда не подлежит изменению» ! С чего Вы взяли , что мы должны примириться с тем, что несправедливость существует, что это «закон социума» , а борьба приведет к краху? Народ такую войну выдержал в борьбе за справедливость! Поднял страну из развалин и освоил Космос! Потому что в социуме несть числа людей, ,живущих с верой в справедливость! Так было, есть и будет!

  8. Воложин

    Жаль, что литературоведческие находки теряются в вале информации…
    Белый Александр Андреевич (http://white.narod.ru/GRIBOEDO.html) где-то около 2000 года и я (http://art-otkrytie.narod.ru/griboedov.htm), популяризиуя его, обнаружили, что «Горе от ума» понимается совершенно не верно. Чацкий – трагический герой борьбы за справедливость. Его враги – консервативные Фамусов, Скалозуб. Молчалин – пролаза, антигерой, всепобеждающая социабельность. И всё это – повторяется всегда. И тогда. И в СССР. И теперь.
    А на самом деле наоборот. Трагична идеалистка Софья. Чацкий – либертинист, прозападный извращенец. Все остальные – довольно достойные люди. И прославляется российская недостижительность и аскетизм, как принципиальное отличие от Запада.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика