Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Феномен русского Фихте. К 260-летию

Я глядится в зеркало не-я, не в силах выбрать варианты отражения: до периода зрелости Фихте увлекался Спинозой, отвергая свободу воли.

Действительно: коли пристрастно всматриваться в жизнь, становится понятно, насколько человек заложник суммы обстоятельств, и как мало зависит от волевого напряжения оного – подопытного – человека.

Фихте родился в Бишофсверде в историко-географической области Верхняя Лужица.

Он обладал феноменальной памятью – эта его способность обратила на себя внимание местного барона, позаботившегося об образовании мальчика.

Он учится в Земельной школе, потом слушает лекции по богословию в знаменитых университетах.

Он был знаком с Кантом, одобрившим его труды, и подыскавшим издателя для рукописи; хотя при жизни был Фихте больше известен, как лектор, нежели, как философ: ибо развивал философию необыкновенной чистоты: вся она строилась на этическом развитие человека.

Судя по суммам отзывов, Фихте представлял собой характер необыкновенной целостности: прямота, целеустремлённость, редкое самообладание, чары честности: таковы качества, определявшие Фихте, и философия его носит этический характер: не зря же такое влияние на него оказал Спиноза, у которого почерпнул его рационалистический дух.

Фихте был обвинён в атеизме: думается, напрасно – не слишком приверженный церкви, он явно жил в Богом в душе: следует из его философии.

Я и Не-Я – ключевые понятия философии Фихте, разрабатываемой им на протяжение жизни: Я – в нём, как единственном основоположение связываются все точки, и объединяются в единое целое.

Нечто, смутно напоминающее всеобщее дело старого русского философа Фёдорова.

Фихте стремился – алхимически – синтезировать «мыслю» Декарта с «категорическим императивом» Канта, самоочевиднейшая истина должна сходиться с велениями совести, не являющейся, по сути, философской категорией.

Впрочем, тогда всё можно было отнести к этой науке: торжественно сложной, велеречивой, черпающей из математики.

…что значит: Я есмь? Это значит – я есть я: то есть раскрытие ядра своего бытование, не говоря – очищение оного от жизненной чепухи, всяческих наслоений.

Я несомненно сознаю тождество «я» с самим собою.

Совокупность всех внутренних представлений, чувств и восприятий, образующих для меня окружающий мир, и есть Я.

Солипсизм, мерцая тонкими плёнками, отрицает всякую свободу; и косное не-я, работающее коллективно, разрушает иллюзии я…

Философия – отчасти напластование иллюзий.

…в Берлине к Фихте сочувственно относятся и король, и общество.

Он сходится с лучшими представителями тогдашней мысли, и общение, разумеется, производит благоприятный культурный бульон.

В Берлине же Фихте и умирает, заразившись горячкой от жены, посвятившей себя уходу за ранеными в лазаретах.

Войны вечно сопровождают человечество, в сущности история – во многом история войн: что опровергает всякие нравственные ориентиры, одновременно подтверждая их.

Такая двойственность…

Философия Фихте двоится в зеркалах времени: условное я, конкретное не-я…

Или наоборот…

Как ни истолкуй жизнь, она, не зависящая от философии, никак не изменится.

Но образ Фихте ярко высветлен лучшими аспектами истории на протяжение множества лет.

Александр Балтин

 


комментария 2

  1. Александр

    Читая бегло, прочитал: «философия его носит эпический характер» — очень понравилось это показавшееся определение. Эпос куда ближе к этике, чем к логике

  2. Генрих

    Фихте показал неизбежность преобразования общества и установление новой общественной системы без войн и страданий людей. Для этого люди должны мыслить, Фихте рассматривал мышление как деятельность — это выдающееся достижение. Он хотел выяснить и схему этой деятельности, её логику. Тут он остановился на пороге открытия диалектики, поскольку деятельности и практической и мыслительной присуща диалектика. Она не осознаётся людьми до поры, её осознание есть выдающееся открытие, меняющее тип мышления, переход от рассудочного мышления к разумному мышлению.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика