Понедельник, 08.08.2022
Журнал Клаузура

«Истина где-то между…» К 205-летию И. Айвазовского

Есть ли нечто скрипичное в переборе морских волн, в плавных накатах их на берег?

Айвазовский в детстве самостоятельно научился играть на скрипке, рано раскрывшись своей одарённостью…

 Есть брюзжание эстетов: мол, фи, Айвазовский, сплошная морская патока…

 Есть – любовь и признание миллионов, называющих мастера среди любимых художников.

Истина, вероятно, где-то между, но факт остаётся

фактом – самый известный русский маринист – именно Иван Айвазовский.

Первый рисунок парусника – углём на стене – появился, когда мальчику было 8 лет; родители, несмотря на небогатую жизнь, поддержали сына, купив ему бумагу и карандаши; и море стало распускаться детскими цветами мечты и чистоты.

 Феодосийский архитектор Я. Кох первым обратил внимание на дарование мальчика, давал ему уроки, рекомендовал феодосийскому градоначальнику – при помощи которого Айвазовский был зачислен в феодосийское уездное училище.

 … «Хаос. Сотворение мира».

Но море четко бушует на картине: оно раскрывается чашей, серея и переливаясь оливковыми тонами, соединяется с небесным пределом, готовя приют будущей жизни.

Айвазовский не мыслим без моря: оно ближе ему, кажется, чем земля.

О чём мечтал мальчик, играя на скрипке в кофейне?

А так зарабатывал будущий художник в детстве, где и море другое, и небеса…

О совершенстве моря, выплеснутого на полотна, быть может?

В 1833 году Айвазовский приезжает в Петербург – учиться уже всерьёз.

Сюжет условен: в картине «Наполеон на острове Святой Елены» он является предлогом для написания волн: волн, словно говорящих на праязыке: письмена которого напоминает кромка пены, оставляемой на берегу.

А Наполеон…он и так занимал слишком много места в истории, чтобы такое же уделять ему в пространстве картины.

Айвазовский не работал с натуры: он писал море своей памяти: бесконечное, разное, играющее бесчисленными тонами и оттенками: винного цвета, оливкового отлива, благородного звучания вечности.

Константинополь покорил художника – он пишет серию работ с видами города.

В 1850 году создаёт самую известное полотно «Девятый вал».

Отчаянье горстки людей на уцелевшей мачте, которых смоет, едва ли выживут; и – прозрачная зеленоватая роскошь волн: неистовство вихрящейся стихии, словно любующейся собой…

 Витки и виражи жизни и смерти безразличны ей – бессмертной.

Много бурь, но и много покоя, и мерцающая в неаполитанском заливе ночь распускается волшебно.

Айвазовский рисовал флот: лентами его живописи отражены наиважнейшие сражения: Наваринский бой, Чесменский бой, Синопский бой.

 Море его бушует, спокойно, глядится в зеркало небес; море его живёт, выплёскиваясь из рам величественной вечностью, которую так чувствовал самый знаменитый русский маринист Иван Айвазовский.

 

  Александр Балтин

фото взято из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика