Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Хвала во имя и хвала вопреки
- «Сидони в Японии» — сказка или быль?
- Русский поэтический канон: век ХХ, гамбургский счёт
- Владивосток – столица ДВ. Ляля Алексакова выпустила клип посвященный родному краю
- Великая миссия Кшиштофа Кесьловского
Интервью с писательницей Верой Скоробогатовой
20.12.2022Вера Скоробогатова: «Способность красиво писать — далеко не все»
С писательницей, экспертом Международной Академии Наук Экологии (МАНЭБ) в отделе «Чрезвычайные ситуации» Санкт-Петербурга беседует писательница, критик Ольга Таир.
Вера, ваш новый роман «На пути в Иерусалим» хорошо известен читателям. У вас есть еще и другие романы. Как вы начали писать крупные произведения? Наверное, этому предшествовала работа над рассказами, повестями? В каком возрасте вы написали свое первое произведение?
Ольга, я сочиняла еще дошкольницей. Писательство началось лет с семи, с рассказов в двух толстых тетрадочках — «О природе» и «О хороших людях». Компьютер у меня тогда еще не появился. Первая публикация состоялась в 11 лет — в газете «Ленинские искры». Это был рассказ об Аничковом дворце, где по сей день проходят занятия литераторов школьного возраста. Тогда же, в 11 лет, я создала и первый роман — о летнем лагере и вечных вопросах юного человека. Видела себя первооткрывателем. Сейчас подумываю обработать его. Сегодняшние читатели по-прежнему ждут подростковых книг. Взрослые уверяли меня, что писатель — занятие не надежное. Способность красиво писать — далеко не все. Лучше для начала состояться в других профессиях, набраться опыта и сюжетов. Еще нужно путешествовать или уехать на время с Родины, чтобы менялись углы зрения на себя, на жизнь. Любая смена ландшафтов развивает и обогащает внутренний мир. Так и началась моя сумбурная биография, ранняя взрослая жизнь. В 14 лет я поступила учиться на модельера и в двадцатилетнем возрасте уже работала по этой профессии. Что казалось сродни полету в космос! Врачи, автомойщики, сотрудники клубов носили мою одежду — ту, что я нафантазировала для них и для создания которой построила лекала. Это были не похожие друг на друга люди с самобытными судьбами, взглядами, рассуждениями, правилами, счастьем и бедами, восторгами и обидами, разногласиями и мечтами… Заблуждениями, ошибками, дилеммами, решениями, попытками… Втайне я, конечно, продолжала писать. Вскоре из-за аллергии на пыль врачи запретили мне работать на швейных предприятиях. Наступил период нигилизма и первых путешествий, взаимодействия с иностранными языками и параллельными мирами, как я называю другие страны.
Я поступила учиться в Санкт-Петербургский университет Культуры и Искусств на факультет “Музееведение и экскурсоведение». Погрузилась в разнообразные исторические науки. А кроме них, мы все пять лет глубоко изучали мировую литературу. И писали интереснейшие работы — на стыке научных исследований и художеств. Потом была работа в петербургских музеях — экскурсоводом и научным сотрудником, гидом-экскурсоводом по Скандинавии, Европе и Северо-Западу России. Нестерпимо манили горизонты! И я выбрала столь трудное дело ради путешествий. Других возможностей не находилось. Труд заграничного гида многим представляется романтичным, но он физически тяжел и несет в себе большую ответственность. Не каждому дано справиться. Я выдержала лишь несколько лет. Литературе я всегда оставалась верна, смотрела на жизнь сквозь ее призму: события прошлого и настоящего машинально складывала в поучительные истории. В результате в 2013 году вышла моя первая книга прозы «Северные баллады».
Для писателя знания и опыт означают сюжеты. Нельзя все переживать самому, но по пути мы многое видим в непосредственной близости, сопереживаем кому-то. Лишь наблюдения открывают писателю чужие судьбы. Без путешествий я затухаю, они стали для меня сродни свежему воздуху. Потому постепенно я увидела много стран и Россию вплоть до Сахалина. Далеко не все успела отразить в произведениях, но обязательно это сделаю.
Как обычно появляется замысел романа?
Между делом, спонтанно. Осенила идея, пошло повествование. Главное — успеть записать, пока не забылись подробности, а то и сюжет. Такое случается, особенно когда задумываюсь перед сном. Если мысли не уместились в рассказе, составляю план романа. И начинается долгая работа. Сюжет нужно достроить, «свести концы с концами». Создание книг порой кажется чудом, но все достижимо: для каждого дела нужны любовь и предрасположенность — будь то починка двигателей, выпечка пирогов, мытье окон, обучение профессиям. Написать хорошую книгу — это как вылечить человека, тонко поняв его организм, запроектировать и возвести здание. Писателю нужно многое: знания, навыки, талант, а главное — любовь к своему занятию. Меня восхищает, когда, например, кто-то выращивает плодоносящие сады, когда родители, воспитатели чутки к своим детям-подросткам: ни в чем не ломают их, вовремя улавливают каждый назревающий кризис, успевают доступно объяснить жизненные тонкости, когда ветеринар спасает кошку, когда повар создает экологически чистые и вкусные блюда, когда механик собирает из кучи хлама новый автомобиль. Все это — искусство.
Какой он, город Иерусалим, в вашем новом романе? Вы жили в этом городе или знакомились с Иерусалимом по книгам, по информации из других источников?
Все описанные в романе дороги пройдены лично мной, кроме лесов Якутии, где из обрыва торчат кости мамонта и кроме глухих дебрей долины Нила, где находится древний храм, посвященный лисице. Здесь я доверилась устным рассказам очевидцев.
Вступительную статью к роману написал известный петербургский прозаик, критик Александр Медведев. На мой взгляд, она заслуживает отдельного внимания — как исследование современной литературы.
Моих героев ждут серьезные приключения, однако роман имеет философский смысл. Цель — не только провести читателя сквозь череду событий, заставить плакать и улыбаться, но и ответить на вопросы о смысле бытия. О том, как прожить интересную жизнь, а не плыть по течению. Страна основного действия — Египет. А под Иерусалимом подразумевается «Иерусалим небесный» — возвышенная, святая и очень личная мечта. То, что в душе — у каждого свое. Всякий живущий идет на зов своего Иерусалима, чтобы исполнить предначертанную судьбу или движется в чужом направлении. Об «Иерусалиме небесном» говорится в 121 псалме — эти строки иносказательно повествуют об основах мироздания, о высшем смысле бытия. Понявшему зашифрованные обращения открывается новый счастливый мир. Отсюда — философия произведения.
Отрицательные герои романа играют положительные роли, идут через тернии и пороки — к победе добра и света. Пути в «Иерусалим» пролегают по-разному и в разных частях света, а сходятся в Египте, откуда и до земного Иерусалима недалеко… Но возможности приключений гораздо шире. Мы все приходим постигать мир и учиться чему-то своему. По неопытности перемыкая свои стремления, двигаясь чужими дорогами, мы невольно изменяем свои души. Начинаются несоответствия между «хочу» и «могу», «мечтаю» и «делаю». Нужно успеть это понять, раскрыться через труд, преодоление страха. Успеть настолько, чтобы хватило времени осуществить желаемое! Мой путь тоже мог быть более простым и спокойным. Я росла в трудное время. Даже учиться порой было сродни подвигу. Впрочем, кто из писателей сказал бы иначе, но пережитые трудности действительно превращаются в сюжеты.
Какие проблемы современного российского общества для вас интересны, как для писателя?
Так сложилось, что уже пять лет я — эксперт Международной Академии Наук Экологии (МАНЭБ) в отделе «Чрезвычайные ситуации». Пишу в соавторстве и редактирую статьи для научного журнала «Экология и развитие общества», черпаю здесь литературное вдохновение. И на родине, и в путешествиях каких только экологических безобразий я ни встречала! Пока человек здоров, ему море по колено, но никто не знает, куда и когда проявит себя загрязненная окружающая среда. Она уже настолько пострадала, что мы живем в реально опасных условиях. Добрая половина медицинских проблем происходит отсюда. Беда не только с водой, воздухом, мусором, но и с удобрениями, обработкой, пищевыми добавками, отходами топлива. Никто не защищен от опасных влияний. В опасности не только потомки, но мы сами сегодня. Нужно искать безопасные альтернативы. Тем, кому предстоит выбирать профессию, стоит об этом подумать. За изобретениями — будущее. Необходимо совершенствовать очистители воздуха, очистные сооружения, приборы для проверки качества окружающей среды, топливо нового поколения, средства борьбы с вредителями, создавать безопасную пищу для людей и домашних животных.
Расскажите, пожалуйста, о самом волнующем событии в вашей жизни писательницы
В писательской жизни — это издание моей первой книги прозы «Северные баллады» в 2013 году. После чего пошли частые публикации, разнообразные выступления, знакомства с интересными коллегами.
Ольга Таир
фото автора
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ