Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Интервью с сыном Владимира Басова, режиссером Александром Басовым: «То, что мой отец — совершенно необыкновенный уникальный человек, я знал всегда»

К: В конце июля исполняется 90 лет вашему отцу, великому актеру и выдающемуся режиссеру Владимиру  Басову – это ли не повод для интервью, с сыном, продолжающим дело отца? Династия Басовых довольно обширная, в ней есть еще кто-то кроме вас, пошедший по стопам отца и  выбравший профессией работу на ТВ или в кино?

На фото: Александр Басов с отцом Владимиром Басовым и сестрой

Мой брат Владимир Басов известный актер, режиссер и продюсер. Его сын Иван работает на телевидении, и, есть у меня подозрения, подумывает о режиссуре. Мой сын заканчивает вуз по технической специальности. Дочь моей сестры Ариадна – еще школьница. Но, кто знает, что будет завтра?

К: Почему сыновья выбрали эту профессию? «Заразились» этим от отца? Он им намеренно это прививал?

Зараза конечно присутствует. Сейчас, думая о том, кем бы я мог стать при иных обстоятельствах, я не исключаю, что у меня были задатки ученого. Мозги у меня — аналитические. Но конкретно режиссуру и драматургию я не выбирал. Они меня выбрали. Первый спектакль по собственной пьесе я поставил лет в девять. А в 16 уже руководил театром-студией. Какие у меня были варианты?

К: …у вас  есть и другие таланты (вы не поете? стихи не пишете?) — замечательные художественные работы, не было мысли стать художником?

Мысли у меня были разные, и много. Ни живопись, ни музыку я не бросал, и по сей день безобразничаю в этих направлениях. Именно оттого, наверное, я и выбрал режиссуру, что умею все, и все – кое-как… Куда податься? Только в руководители.

К: А  актером как мать и отец вам не хотелось стать?  вы им себя никогда не чувствовали?

Актер – очень специфическая профессия. Ты музыкант, и ты же – инструмент. Нужен особый психологический склад. Нарциссический, если хотите.  А я слишком рефлективен. Мне интересно смотреть со стороны.

К: А каким он был в семье? С детьми? Вы  с ним виделись или он был для вас постоянно занят? Вы общались? Каким было это общение? Он был строг или добр, все позволял?

Отец в быту был человеком традиционным, даже патриархальным, умеренным либералом. Позволялось все, что не запрещено, но что было запрещено – было запрещено без исключений. Исключений он не делал и для себя. Например, никогда не входил в мою комнату без стука. Однажды я обнаружил на своем столе письмо от него. Это был ультиматум по поводу моего подросткового курения. Или я бросаю, или мы с ним больше не друзья. Ультиматум вышел китайским. Он сам смолил, как паровоз. Но очутился ультиматум на моем столе лишь потому, что я, уходя, не закрыл дверь в комнату, и отец увидел из коридора пепельницу, полную окурков на моем столе. Если бы дверь была закрыта, он и не подумал бы входить. Так он был воспитан. Так воспитал нас.

К:  Интересно, когда вы поняли что ваш отец – человек особенный, талантливый, необычный? Или он вам казался  просто папой как и у всех, ничего особенного? Когда вы поняли его неординарность и то, что это человек, принадлежащий истории отечественного искусства? Был какой-то случай? Ситуации? КАК ВЫ себя ощущали? Была гордость? Или…?

Гордость была и есть. То, что мой отец — совершенно необыкновенный уникальный человек, я знал всегда. Для меня иначе и быть не могло. И знаете, что я Вам скажу по прошествии многих лет? Я так и не встретил никого, кто был бы ему хотя бы по плечо. «Он человек был в полном смысле слова…», как сказал Горацио. Но я говорю не об одаренности и славе, а о совести, мужестве, самопожертвовании, юморе, уме и ответственности…

К: Да, у многих, как мне кажется, было сходное к нему отношение. Безусловно, Владимир Басов –  несомненно красивый человек

В традициях европейских аристократических династий гордиться предками. Как-то  не принято гордиться собой, не  принято отделять себя от родителей. Всегда при личной скромности или даже незаметности аристократа гордость за славных предков всегда во главе. Замечаю, в нашей стране, после того как извели под корень  свою аристократию, принято наоборот.

То, что извели аристократию – самое блестящее достижение русского народа, то, что плодим новую – катастрофа.

К: Ходят слухи, что вы сделали к круглому юбилею фильм об отце. Где  и когда  его можно будет увидеть?

Уже не знаю.  Фильм предполагалось показать в день его юбилея по каналу «Культура», но в последний момент канал передумал. Их не устроил формат. Дело в том, что мы обошлись без интервью и рассказчика за кадром. Вернее рассказчик есть, но это сам отец – текст из его мемуаров. «Слишком много Басова и слишком много об искусстве!» — такова была основная претензия.

К: …???!!!… а разве Басова может быть много?  При дефиците Личности в культуре? При дефиците Искусства в культуре чем больше было бы Басова и подобных, тем лучше – разве не так?

Увы, потребительское сознание захлестывает и музеи, и театры, и библиотеки — последние бастионы культуры.

«Зрителю неинтересно, что Басов думал о своем творчестве, а Вы должны сделать Басова интересным зрителю» – так я понял основную претензию. Ну что сказать?  Басов, как Джоконда, уже может сам выбирать — на кого ему производить впечатление, на кого — нет, кому быть интересным, а ради кого — и стараться не стоит.

Не удержусь, чтобы не процитировать еще раз Вильяма нашего Шекспира:

«Лоб как у Зевса, кудри Аполлона.,

Величие Меркурия, с посланьем

Слетающего наземь с облаков,

Взгляд Марса гордый наводящий страх…

Собранье качеств, в каждом из которых

Печать какого-либо божества,

Дающих званье Человека…»

Лучше не скажешь. Это ровно то, что я думаю об отце.  Так что пускай зритель – тянется. Ради этого Владимир Басов и воевал, и снимал, и играл. Он хотел видеть своих сограждан красивыми, свободными и умными. Хотел видеть в них печать божества. А биомассе – биомассово. Это не к моему отцу.

К: Вот  идут юбилейные дни выдающегося советского актера – Владимира Басова. Всей стране, как ни странно даже тем, кто фильмов не смотрел или не обращал на это внимания, личность Басова тем не менее знакома, это человек – знак (избегаю  слова «брэнд», оно выражает другое).

Мы не ценим наше прошлое, славу прежнего поколения, мы ее стыдимся,  как-то неловко сознаваться в славе отцов. А вдруг подумают, что мы сами   ХУЖЕ, чем они. Какая-то зависть к прошлой культуре. Этим, кстати, можно объяснить отчасти как замалчивают уход или юбилей очередного выдающегося человека. Вот недавно умер Юрий Кугач, вся страна училась по учебникам с иллюстрациями  его работ, мастер умер – ОБ ЭТОМ НИГДЕ НИ СЛОВА! Ни президент, ни премьер не вспомнили художника такого масштаба. Все новостные ленты обсуждали тогда новый бюст заокеанской телезвезды. Это культура? Если ее не насаждать, не напоминать, не прививать, возможно и против воли, то ее не будет – как говорится, не посеешь и не пожнешь, элементарная истина.

Не нужно быть пророком, чтобы угадать – почти никто не вспомнит о великом Артисте и Режиссере. Поэтому наш журнал вносит свою маленькую лепту в копилку культуры, мы хотим напомнить читателям КАКИЕ ЛЮДИ БЫЛИ, кто составлял и ведь по-прежнему составляет славу нашей страны! Чтобы сохранялся ориентир, и было с чем сравнивать то, что мы имеем сегодня.

© Фотоснимки к публикации предоставлены журналу «Клаузура» лично Александром Басовым из архива семьи.

_____________________________________________

Беседовала Ольга Несмеянова


комментариев 5

  1. Галина Лебедева

    Спасибо за знакомство с прекрасным человеком. Обязательно посмотрю его фильм «Дом, милый дом» на фестивале РГ.
    Можно ли с Александром связаться. У меня для него предложение.

  2. Надя

    Большое спасибо автору и Александру Владимировичу за интервью!

  3. Анатолий

    Счастлив, что есть такие интервью, такие острова. Значит мы не одни, не наедине с нашим прошлым, нашей глубинной культурой. Великое вам спасибо: и за мужество, и за неоценимый труд.

Добавить комментарий для Галина Лебедева Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика