Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Дмитрий Плынов. «Попробуй повторить» (О романе Сергея Дорохина «Три тысячи километров»)

АУДИО. Для лиц с ограниченными возможностями по зрению (тест рубрики).

Текст читает автор статьи. Не профессиональная запись от 17 июля 2012 года

Совершенно невзначай, уже на последней странице я вспомнил, как моя учительница по литературе, а несколькими годами позже, профессор кафедры «Литературоведения» Университета, пытались объяснить, в чем суть произведения Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Их старания нельзя назвать тщетными. Самое главное я усвоил. Да и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять «радищевскую боль» о России второй половины восемнадцатого века. Нищета, мелкое мздоимство, убогость существования простого народа, насилие и бесправие. Добавим к этому  ужасные дороги, далекое от комфорта жилье, не приветливый к чужакам местный люд. Это если коротко. Совсем коротко.

(Вдруг кого-то угораздило не знать этого произведения, то от души рекомендую прочесть – Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликован в 1790 году)

Но сейчас не об этом великом произведении и гениальном авторе.

Теперь у меня в руках совсем другая книга, которая лежит на столе, открытая на последней странице. Всего две заключительные строчки:

«P.S. Поход выполнен непрофессиональными путешественниками, попытайтесь повторить его самостоятельно! 1994 — 2010».

И эти слова, как подзатыльник, неведомой рукой, а вдогонку: «Ну, попробуй вернуться в 1994 год и повторить это самое путешествие, длиной в 16 лет!».

Я закрываю этот лист и возвращаюсь в начало книги. Совершенно обычный переплет и мягкая обложка, на которой значится: «Сергей Дорохин. «Три тысячи километров». Роман».

И начинаю сызнова.

И мне уже не кажется, что сюжет банален – виноваты последние строчки. Уже окончательно осознав, что никак не удастся совершить подобное ни во времени, ни в пространстве, я повторяю это путешествие с главными героями романа Сергея Дорохина.

Два друга, студенты-однокашники химико-биологического факультета Тульского педагогического института, затевают познавательное путешествие. Молодость, пытливость ума, стремление к полной свободе и приключениям, наталкивают их на мысль сконструировать необычное средство передвижения – разборный велосипед-тандем, который они сочли за «идеальное средство для добычи больших доз адреналина и новизны ощущений…». Надо знать то время, чтобы понять, насколько их затея трудна в осуществлении. Для студента и теперь это нелегко сделать. А в далекие девяностые, в их самом начале, практически неподъемная задача. Это понятно мне и тем, кто помнит, каково было тогда студентам. Сергей Дорохин этому моменту уделяет не так много места в своем произведении, полагая, что читатель додумает. А может потому, что считает это не очень важным. Хотя, на мой взгляд, именно такие моменты характеризуют героев наиболее ярко. Под девизом «Как из ничего сделать что-то?» рождаются самые необычные ситуации. Но это несущественный недостаток, и связан он лишь с субъективным восприятием. А упоминание о нем, создает иллюзию объективности. Что во благо автору.

Если говорить серьезно, мне действительно хотелось узнать подробнее, как разворачивались события на этой самой «велобазе», ключ от которой попал одному из главных героев.

Ну, нет, так нет! Возможно, со временем из этого сюжета у Сергея Дорохина родится отдельная новелла или рассказ. Ведь действительно, зачем задерживать читателя, которому вместе с главными героями уже не терпится отправиться в путешествие. Прочитывая книгу второй раз, лично мне не терпелось.

Итак, транспорт готов! Два друга, и оба Сергеи, становятся перед выбором – с чего начать. Точнее сказать, что считать отправной точкой их путешествия. Здесь их выбор логичен. Стартовой точкой стала Москва, до которой друзья решили добираться электричкой от родного города – от Тулы.

Автор построил свое произведение так, что вначале ты ждешь, когда же появятся эти самые приключения, а потом понимаешь, что они уже начались. В той самой электричке Тула – Москва. Ведь самое великое приключение – это люди, которые встречаются на твоем пути. Так всё и будет. И чем дальше, тем больше.

Сергей Дорохин отметил для героев своего романа «Три тысячи километров» пятнадцать пунктов назначения. Но нельзя к этому произведению относиться только с географической точки зрения. Каждый обозначенный пункт, включает в себя множество интересных ситуаций, колоритных образов, личных открытий.

Волей неволей, начинаешь ставить себя на место героя. Этому очень удачно способствует форма изложения произведения — от первого лица. Я неприменул этим воспользоваться. Стало читать еще интересней и забавней.

Обнинск, Калуга, поселок Иншинский, Орёл, Елец, Ярославль и дальше, и больше. Города, поселки, деревеньки. А за ними люди, которые хоть и живут в одной стране, и вроде заботы у них одинаковые, но как-то все по-разному, по-своему.

Сколько прошло времени с «радищевских» девяностых и до «дорохинских» девяностых? Я не сравниваю этих авторов. Не корректно такое сравнение. Но хочется дополнить концовку романа Сергея Дорохина «Три тысячи километров»:

«P.S. Поход выполнен непрофессиональными путешественниками, попытайтесь повторить его самостоятельно! 1790 — 2010»


комментариев 6

  1. Виктор Астраханцев

    Начав слушать, не смог оторваться — подкупила легкая импровизационная манера чтения (точнее, рассказывания). По-моему, наилучшая форма презентации романа. Захотелось его прочесть.
    Кроме того это прочтение подтвердило мысль, что Театр у микрофона – это не только запись драматического или музыкального спектакля, это запись любого вида литературы, которую интересно слушать. Это и драма, и стихи, и рассказ, и даже…. аннотация романа.

    • Редакция

      Большое Вам спасибо, Уважаемый Виктор, за приятный отзыв и высокую оценку нашей деятельности!

  2. Abigail.Abigail

    Великолепный роман о приключениях двух молодых студентов, которые колесят просторы нашей необъятной родины.Я бы не стала сравнивать это роман с произведением Радищева, так как в этом произведении мы наблюдаем бесбашенность и экстремальность молодости, а не проблемы страны и того периода времени, и какая власть.Автор показывает нам не только природу и местность, происшествия, но также небольшие истории из жизни простых людей, которые удачно и органично вплетаются в сюжет романа. Слава автору!!!

  3. С.В.Дорохин

    Спасибо большое! Очень приятно получить такой отзыв именно от Вас!)))
    Ну а что касается последней строчки — это всего лишь дань моде: кругом пишут «Трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь повторить», ну а я слегка и перефразировал…))))

Добавить комментарий для С.В.Дорохин Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика