Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Александр Катин. «ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ». Эссе

 «С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ»

Зима, лето, осень, весна,

Белый, красный, зеленый цвет,

Все сменилось, десятки раз,

Но остался надежды свет.

Свет — это цвет. Свет — когда ясно, конечно, не все и это прекрасно. Хорошо, когда ясно не все, до конца, тогда и дороги не видно конца, тогда многое на свете в розовом цвете…

Я уже на большом пароходе, в уютной каюте. Теперь можно плыть долго-долго, размеренно и спокойно. Ах! Просыпаться и видеть бескрайний океан, белые барашки волн и слышать шум ветра, который постепенно перебивает устоявшийся звуковой фон мегаполиса. Как здорово! Теплые бассейны с морской водой, манговый коктейль, воздушные ванны в шезлонге на верхней палубе, тренажеры на свежем воздухе.

Близкие знакомства исключаются. Опять что-то банальное? Типа: Как Вас зовут? Вы неотразимая? Верите ли Вы в любовь с первого взгляда? А шампанское за пять штук? Давайте, проведем вместе вечер? Я куплю для Вас этот пароход! Вот Вам задаток… Есть надежные презервативы… Купить, продать, продать и снова купить. Это уже привычка, стереотип поведения, путь к “успеху”. Настолько эти понятия глубоко вошли в нашу жизнь, иногда кажется, что они повсеместно. Интеллект не в моде у большинства. Это временно? Общество беременно? И родит истину? Хочется верить. Хочется жить реальной жизнью, реальными и вечными ценностями.

За бортом барашки волн от нашего парохода, впереди голубая гладь, соединяющаяся где-то далеко с небом и облаками, а на горизонте другой корабль. А вот на креслах девушки в мини постоянно двигают ножками, охотятся, находятся здесь целенаправленно. И уже «клюет».

Не хочу меняться внутренне вместе с выпуском каждой новой модели BMW, но хочу ездить на BMW. Не хочу забыть откуда я родом, кто мои предки, стихи Cергея Есенина, Александра Блока, Тараса Шевченко и Эдуардаса Межелайтиса, картины Василия Сурикова, Ван Гога, Микалоюса Чюрлениса, книги Владимира Короткевича и Проспера Мериме, музыку Эдварда Грига и Антонио Вивальди… Заменить все это на шмотки, казино, игорные автоматы, походы по кабакам, на желтую прессу и фильмы про звездные войны?

Хочу, чтобы было больше людей вокруг с таким же пониманием Вселенной.

Вот, такие пироги. Точно. Как захотелось домашних пирогов с капустой!

А завтра экскурсия в замок, а потом на всю ночь по яркому и бурлящему городу, сувениры, экзотические блюда, много музыки, масса фотографий и улыбок.

До завтра, с верой и надеждой!

P.S. Никогда не плыл на большом пароходе.

«ВЗАИМОПОНИМАНИЕ»

Читайте эти строки в метро, в самолете, в поезде и в вертолете.

И поймав волну, укутайтесь этими шерстяными сюжетами.

Не просто мыслить аллегориями, через ступеньку, через две. Еще сложнее абстрактно или образно. Но если удается написать так, что кто — то прочитав увидит свое и домыслит самостоятельно, то в этих случаях можно считать, что меня поняли правильно.

Сконструировал разнообразные сюжеты на многие жизненные ситуации для того, чтобы без изнуряющего самоанализа просто переключить круговорот мыслей читающих, а также заболтать переваривающих до легкого головокружения, до чувства слабости в ногах, до чувства тепла по всему телу, до желания ощутить мир по-новому, вследствие воздействия силы слова на рецепторы обновления.

Попытался даже сделать стойку на голове и рассказать о том, что при этом увидел.

А также, подняв мысли и взор до небес, закружил их там, как в центрифуге восприятия, нацеливая всевозможными способами каждого на желание фильтровать и выбрасывать в место для брожения накопившиеся в себе и в окружающем пространстве пену и шлаки, чтобы эволюция в обозримом будущем преобразовывала все это в безопасное и полезное, чтобы в итоге, cуммарный вектор движения дольше находился на положительной стороне.

Надеюсь, что эти строки дадут возможность задуматься о бытие, о теле и о душе, и о зависящей от каждого из нас балансирующей возможности процветания человеческой цивилизации.

Александр Катин


комментария 23

  1. Катин Александр Яковлевич

    РЕЦЕНЗИЯ.

    «…Верлибры А.Катина не только анализировать, но и цитировать трудно (по внутреннему смыслу и тематике объёмны). Они, как камушки, кажущиеся под водой причудливыми, переливающимися, словно из другой реальности, не знающей земного созвучия и ритма. Встречаясь с ними, начинаешь понимать, что, их автор видит насквозь тот другой «камушковый» мир, и только ему ведомы его тайны.
    Читаем:
    «А я люблю нашу реку с лесом, с отмелями и плесами. /Она меня зовет. Скоро снег растает, и я обниму ее за талию,/ причешу водоросли, помою заводи, всплакну от эмоций,/ но никто посторонний не увидит моих грез. /Вода умоет лицо и унесет мои переживания,/ придав силы вновь улыбнуться от освежающих лицо хрустальных солнечных брызг…»………
    «……Выйдя корнями из народного фольклора, даже от Моисея и П.Сумарокова, в ХIХ-ХХ веках «свободный» стих получил свое развитие в поэзии многих известных авторов.
    Широко распространены верлибры И.Тургенева, К.Бальмонта, В.Брюсова, В.Хлебникова, Н.Гумилева, А.Фета, А.Блока, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Ф.Сологуба; из значительно более поздних авторов – К.Симонова, В.Солоухина, А.Вознесенского, А.Галича, Б.Окуджавы, Г.Алексеева, К.Некрасовой и сотен других наших современников. /8/
    В этот же ряд можно поставить теперь уже и верлибры А.Катина…..
    Считается, что если написанный текст выглядит целостно и создан вокруг главной выпукло поданной мысли, то вопрос о форме приводит к «свободному» стиху. Он может варьировать образы и ритмику до бесконечности. Примеры:
    у М.Цветаевой :- «Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе, /Где вечные сумерки, и вечные колокола. /И в маленькой деревенской гостинице/Тонкий звон старинных часов — словно капельки времени./И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды — /Флейта,/И сам флейтист в окне, /И большие тюльпаны на окнах. /И, может быть, Вы бы даже меня не любили»;
    у К.Некрасовой: — «Очень вкусен горный чеснок в мае./ И я пошла за ним в горы.
    На склонах лежали / Знаменами маки/. Навстречу бежали широколунные киргизята
    с охапками красных тюльпанов./ Шли чинно, рукой подперев на плечах горизонты,
    за водой к роднику молодые киргизки./ Из-под шелковых шалей на длинные косы
    сыпали блики пунцовые маки./ А на самой высокой вершине, стоял длинноухий,
    стоял черноокий осел, упираясь копытцами в камни» и т.д.;/9/;
    у А.Катина:- «Искры из глаз. Свет от автомобильных фар погас./ Стучу по металлическому корпусу, никто не отзывается./ Ищу сам не знаю, что, но оно есть и манит, шепчет в уши/, неотвратимо формирует пока неясный и расплывчатый образ из тумана,/ образовавшегося из воды, который окутывает все вокруг. /В тумане уже по уши блуждаю, хруст под ногами подтверждает, что движение есть,/ но куда непонятно./ Туман застыл как бы в одном измерении./ А вот уже слышу, что где-то еще чей-то хруст/ и справа… и слева, и впереди много хруста — возможно, пробивается толпа страждущих истины.
    Пытаюсь руками на ощупь проложить путь,/ машу лишь по туманному воздуху,/ как в турецкой бане, однако зябко./ Сажусь на корточки, трогаю пальцами землю. Ползу на четвереньках, вот дерево на земле,/ ищу пень от него, вот и он, пень свежий, новый пень.
    Человек прошел и опять новый пень./
    Сажусь на пень, достаю спички, зажигаю дерево, огонь загорается./ Туман, который из воды, расступается.
    Нет, плохо, пробую иначе./ Прохладно./ Беру металлическую пилу, спиливаю большое дерево, оно падает на землю, /разжигаю огонь, случайно опрокидываю ведро с водой на костер, /огонь гаснет, и опять становиться холодно и туманно.
    Все не так. /А если… Собираю сухие ветки от дерева, складываю их для костра на земле,/ разжигаю огонь, ставлю на огонь металлическое ведро с водой. /Будет и пища, и дерево дальше расти, и сады цвести.
    Уже лучше, теперь Ваш ход, Ваш вариант. /И не нужен новый пень, если думать Вам не лень».»….

    А.Катин — очень своеобразный автор, разносторонняя личность — учёный, врач, бард, художник, фотограф, автор многих книг, и т.д. Его творчество не избитое, и мне хотелось подчеркнуть эту его особенность.….

    14.01.2021 / Редакция© Copyright https://klauzura.ru/…/slovo-o-verlibrah-aleksandra…/

    Светлана Андреевна Демченко. .
    Лицензированный литературный критик.
    ЛКлуб мастеров современной прозы «Литера К».
    Журналист, литературовед, кандидат философских наук.
    Современный писатель. 14.01.2021 г.

    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-bukashka-lebedi-i-shhuka-esse/
    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-abstraktsiya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-veter-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-u-psihologa/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-sueta-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-transkriptsii-v-muzyke-i-v-zhizni-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-tochka-tochka-zapyataya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-zov-predkov-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-malina-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-vzaimoponimanie-s-veroj-i-nadezhdoj-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-letat-esse/
    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-ryba-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-tochka-tochka-zapyataya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/05/aleksandr-katin-reka-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-kovarstvo-esse/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-ni-o-chem-esse/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-sueta-esse/
    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-glaza-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-transkriptsii-v-muzyke-i-v-zhizni-esse/
    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-remen-potuzhe-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-otklyuchki-pereklyuchki-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-na-esse/
    https://klauzura.ru/2017/05/aleksandr-katin-kak-hochu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-kupalnya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-raz-dva-chetyre-pyat-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-potomu-chto-potomu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-trio-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-na-plavu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-ono-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-znakomstvo-osenyu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-ku-ku-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-chut-chut-pro-schaste-ili-dumaj-o-horoshem/
    https://klauzura.ru/2018/01/aleksandr-katin-vsemu-svetu-esse/
    https://klauzura.ru/2021/01/dolzhna-skazat-eto-dazhe-esli-nikto-ne-uslyshit-k-mezhdunarodnomu-dnyu-pamyati-zhertv-holokosta/
    https://klauzura.ru/…/dolzhna-skazat-eto-dazhe-esli…/
    https://klauzura.ru/2021/12/aleksandr-katin-a-vot-zachem-esse/
    https://klauzura.ru/2021/11/dlya/
    https://klauzura.ru/2021/01/slovo-o-verlibrah-aleksandra-katina-i-ne-tolko/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-chut-chut-pro-schaste-ili-dumaj-o-horoshem/
    https://klauzura.ru/2018/01/aleksandr-katin-vsemu-svetu-esse/

  2. Катин Александр Яковлевич

    ДЕМЧЕНКО СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА. Москва. Россия.. лицензированный литературный критик. Клуб мастеров современной прозы «Литера К». Журналист, литературовед, кандидат философских наук, современный писатель.
    14.01.2021 / Редакция© Copyright
    https://klauzura.ru/…/slovo-o-verlibrah-aleksandra…/
    «…… Верлибры А.Катина не только анализировать, но и цитировать трудно (по внутреннему смыслу и тематике объёмны). Они, как камушки, кажущиеся под водой причудливыми, переливающимися, словно из другой реальности, не знающей земного созвучия и ритма. Встречаясь с ними, начинаешь понимать, что, их автор видит насквозь тот другой «камушковый» мир, и только ему ведомы его тайны.
    Читаем:
    «А я люблю нашу реку с лесом, с отмелями и плесами. /Она меня зовет. Скоро снег растает, и я обниму ее за талию,/ причешу водоросли, помою заводи, всплакну от эмоций,/ но никто посторонний не увидит моих грез. /Вода умоет лицо и унесет мои переживания,/ придав силы вновь улыбнуться от освежающих лицо хрустальных солнечных брызг…»………
    «……Выйдя корнями из народного фольклора, даже от Моисея и П.Сумарокова, в ХIХ-ХХ веках «свободный» стих получил свое развитие в поэзии многих известных авторов.
    Широко распространены верлибры И.Тургенева, К.Бальмонта, В.Брюсова, В.Хлебникова, Н.Гумилева, А.Фета, А.Блока, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Ф.Сологуба; из значительно более поздних авторов – К.Симонова, В.Солоухина, А.Вознесенского, А.Галича, Б.Окуджавы, Г.Алексеева, К.Некрасовой и сотен других наших современников. /8/
    В этот же ряд можно поставить теперь уже и верлибры А.Катина…..»…

  3. Катин Александр Яковлевич

    Спасибо уважаемому Плынову Дмитрию Геннадьевичу — главному редактору маститого журнала «Клаузура» за то, что опубликовал и публикует мои эссе. С уважением, Катин А.Я. Катин Александр Яковлевич. …

    Не скрою, что я приятно удивлен тем, что профессионалы и читатели так оценивают мои эссе и сравнивают даже их с Великими! людьми. Я понимаю, что это преувеличение, но тем не менее……. Не знаю даже как, но реально, мои эссе, каким- то образом, получились как «пластинки», как « картинки», которые разными людьми (а нередко, одними и теми же, в разные дни прочтения), воспринимаются по разному, по своему, по иному.

  4. Катин Александр Яковлевич

    Любов Грінченко = Любовь Гринченко‎. Украина, Филолог. Написала на ФБ.
    «Прочитала рецензию. Высокая, компетентная оценка Вашего творчества, заслуженная оценка! Согласна с каждым словом критика. Вы пишете легко, свободно! Пишете, как дышите! Томас Элиот словно о Вас сказал:
    «Автор верлибра свободен во всём, если не считать необходимости создавать хорошие стихи». Трудно даже подвести Ваши произведения под какие-то конкретные стилистические, жанровые рамки. Это и верлибры, и свободные стихи, и стихи в прозе, и «поэзия прозы» (удачный и неожиданный термин автора рецензии!), и эссе. Да и не важно, как назовут литературоведы жанры Ваших произведений. Это просто восхитительно и великолепно написанные тексты, от которых получаешь высочайшее эстетическое наслаждение! Спасибо Вам!».
    Благодарю Вас, уважаемая Любов! Благодарю и ценю ОЧЕНЬ! С уважением, Катин А.

    «Слово о верлибрах Александра Катина… И не только…». Литературно – публицистический журнал «КЛАУЗУРА».
    Светлана Андреевна Демченко. Москва. Россия.. Клуб мастеров современной прозы «Литера К». Журналист, литературовед, кандидат философских наук, современный писатель.
    14.01.2021

    «Мы не настаиваем на том, что верлибр — единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом”. /1/
    Р.Олдингтон, основоположник европейского верлибра.
    Вспомнить и обновить статью о верлибре/2/ меня спровоцировало новаторское творчество одного из самобытных авторов журнала “Клаузура”, воистину тайновидца Александра Катина. /3/
    «Капелька воды, капля крови, капля росы./ Кусочек жизни,/ глоток свободы,/ минута вдохновения…/ Смысл жизни. /А может — ну его?/ Может лучше ни о чем не думать и плыть по течению. /Общаться только с «нужниками», которые приведут к желанной кормушке?/ Но есть, есть люди, которые несут свет в души./ Не топчите их как в поле траву./ Дайте им возможность творить для Вас же./ Хотя бы не мешайте, не травите, не кусайте./ Подумайте, ведь скоро вас разопрет от добра и захочется чего-то чистого,/ не для себя, так для своих близких, детей и для внуков./ Или Вы их отправите куда-нибудь в «благополучие»? («…Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…» Сергей Есенин, 1923 год)./ А кто же тогда будет дома строить, лечить, защищать, учить, убирать, cоздавать…/Кто?…/Не сможете, нет? /Не хотите?/ Не желаете?..»
    Все свои короткие повествования он обозначает как эссе. Но текст тексту не равнозначен, по стилю и форме, в том числе. Конечно, во всех зарисовках много философии, смысловой и тематической многозначности, но их объединяет общая мировоззренческая направленность: это художественный гимн эмоции, чувству, ощущению мира и себя в нём.
    А вот по жанровой принадлежности работы разные, (не только эссе), — от литературной зарисовки, миниатюры до поэтической прозы, белого или свободного стиха, т.е. верлибра. Последние, эти, по меткому определению Н.Елисеева, «тени стихов», настолько искренни и прозрачны своей простотой, человечностью, поэтическим звучанием, что не оставляют места для сколько-нибудь безразличного отношения к ним./4/ Или, как те валуны, омываемые речной водой, в которых нет ни кокетства, ни надуманности: в каждом роится жизнь.
    «Повстречались нам и лежащие в прозрачной воде камни — громадины,/ веками омытые и водами так промытые, /что казалось, что у них есть норы с глубокими ходами, как будто уши./ И эти «уши», кем-то как — то припаянные к невероятно огромных размеров и форм/, лежащих на глубине каменным впадинам,/ слышали все, что происходит в воде,/ а возможно и над – естественный акустический агрегат./ Казалось, что вот-вот и еще что-то из ряда вон выходящее произойдет, как только проплывем за поворот…».
    Верлибры А.Катина не только анализировать, но и цитировать трудно (по внутреннему смыслу и тематике объёмны). Они, как камушки, кажущиеся под водой причудливыми, переливающимися, словно из другой реальности, не знающей земного созвучия и ритма. Встречаясь с ними, начинаешь понимать, что, их автор видит насквозь тот другой «камушковый» мир, и только ему ведомы его тайны.
    Читаем:
    «А я люблю нашу реку с лесом, с отмелями и плесами. /Она меня зовет.
    Скоро снег растает, и я обниму ее за талию,/ причешу водоросли, помою заводи, всплакну от эмоций,/ но никто посторонний не увидит моих грез. /Вода умоет лицо и унесет мои переживания,/ придав силы вновь улыбнуться от освежающих лицо хрустальных солнечных брызг…».
    Сказано о многом, укладывающемся в одну лишь тему любви к родным местам. Не случайно этот верлибр имеет название «Зов предков».
    Во многих свободных стихах автор с увлечением ведёт читателя по пути своего личного восприятия мира, разных впечатлений и эмоций.
    «…Вечерний освежающий ветерок после дневной жары, /полупустынные улицы после праздничной толпы, /степенно гуляющие прохожие по широкой улице после суеты./ На чуть пожелтевшем газоне маленькие желтые цветочки,/ среди только что увиденных фотографий прозрачных морских лагун, гротов, церквей, костелов…/ интересных и непривычных для нас сросшихся 2-5-этажных небольших зданий,/ выстроившихся в кривые узенькие улочки, прерываемые маленькими скверами и площадями./ Как огромен и многообразен мир,/ как в нем много места для всех, для воли и сказок, песен и перезвона колоколов,/ а где-то есть даже дикое стадо слонов…».
    Или:
    «…Стою на перекрестке,/ Куда же пойти? /Направо – киоски, налево – дворцы./ Назад пути нету, на месте – труба,/ Вперед, только к свету, ждать больше нельзя./ Я вижу цель, с пути не сверну,/ Пускай не дойду, пускай упаду, /Но я вижу цель, к которой иду,/ Которой живу./ Да, я вижу цель./ В руках держу лед, на солнце смотрю,/ Стираю флюгерное изображение,/ И опираясь рукой на траву,/ Ласкаю мечту и ее отражение. 2020, такой-то уж год».
    — Ну, какие же это стихи! — скажет иной знаток поэзии.
    Но это и не обычная проза: в ней, как видим, очень много «красивостей», взлелеянной поэтичности, воспарения чувств, что как раз и характерно для стихов. Другими словами, мы ведём речь о поэзии прозы. Как-то я написала: «Поэтом себя не считаю./ В мечтах озаренье ловлю./ Рифму не вижу, не знаю./Поэзию прозы люблю…». /5/
    Отношение читателей к верлибру, — то ли по незнанию, то ли всё же по приверженности к классическому поэтическому стилю,- неоднозначное, вплоть до неприятия. Одним словом, свободный стих — это не только странное, но и спорное явление в современной стихотворной культуре. Тем не менее, оно распространено очень широко и требует своего обоснования. Хотя бы потому, что владело умами классиков литературы в прошлом и продолжает и сегодня волновать пишущих людей, как любителей, так и профессионалов.
    ***
    Приходит на память один из двух знаменитых «верлибров» – тех же «свободных » стихов
    А. Блока:
    «Когда вы стоите на моем пути,/ Такая живая, такая красивая,
    Но такая измученная,/ Говорите все о печальном,/ Думаете о смерти,/
    Никого не любите / и презираете свою красоту -/Что же? Разве я обижу вас?/ О, нет! Ведь я не насильник, /Не обманщик и не гордец,/ Хотя много знаю,
    Слишком много думаю с детства /и слишком занят собой./Ведь я — сочинитель,
    Человек, называющий все по имени,/ Отнимающий аромат у живого цветка.
    Сколько ни говорите о печальном,/Сколько ни размышляйте о концах и началах,
    Все же, я смею думать,/Что вам только пятнадцать лет./ И потому я хотел бы,
    Чтобы вы влюбились в простого человека,/ Который любит землю и небо
    Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
    Право, я буду рад за вас,/ Так как — только влюбленный/ Имеет право на звание человека». /6/
    Как указывает классик современной венгерской литературы Лайош Кашшак, верлибр никогда не приходит априори, по его мнению, он рождается в результате психологического и физического концентрирования в одной точке того, что предстоит сказать. /7/
    У В.Солоухина:
    «Я убеждён, что Исаак Ньютон/ То яблоко, которое открыло/
    Ему закон земного тяготенья/ Что он его, /В конечном счёте,- съел.
    То яблоко – дитя Земли и Солнца -/ Родилось, / Выросло из завязи,/ Созрело /
    (А перед этим пчёлы прилетели,/ И дождь прошёл, и тёплый ветер дул)/
    Не столько для того, чтобы упасть/ И доказать движеньем по прямой,
    Что тяготенье вправду существует, но главным образом, чтоб стать красивым, сладким,/ И сочным и прохладным , и большим,/
    Чтобы его, любуясь, разломили/ И аромиат услышали/
    И сладость/ Вкусили чутким человеческим ртом».
    Верлибр — это такая форма метрической композиции, в которой строки не упорядочены по длине, одна качественно не зависит от предыдущей и может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок следования интенсивных временных, тонических и тембровых структур. Зачастую эти строки объединены в группы, называемые «лессами«, каждая из которых может включать в себя различное количество строк внутри одного и того же стиха. Кстати, именно лессы чаще цитируются, чем полный текст.
    Пример лессы у А.Катина:
    «Такси пройдет, и вновь молчание,/ лист упадет и ожидание,/ в домах горят, но гаснут уж огни./ Вот отражение в лужах звезд/ и притяжение к сказке грез,/ заснувший город спит во мгле./ Свет или тьма,/ мед или лед,/ гадает луна,/гадаю и я/, что меня ждет, /кто меня ждет,/ а, может, никто».
    Или:
    «…Нырнуть в мечты и выплыть на свет звезды?/ Но отраженный луч на водной глади обманчив,/ колюч и не греет — урок/ — не расслабляться и не открывать душу,/ чтоб не трясли ее … как грушу… /И в результате пропеть, прокричать… — а все-таки все хорошо, /и я судьбу благодарю за восход,/ за небо над головою,/ за землю под ногами,/ за ветер в лицо,/ за предоставленную возможность Прекрасно. /Правда же?»
    Близок к «свободному » стиху, так называемый, «белый » стих, различие между
    ними лишь в том, что последний имеет размер, как-то: «белый ямб», «белый дольник», «белый анапест», и т.п.
    Но эта разновидность стихосложения широко культивировалась в ХУIII-ХIХ вв., а в ХХ ст. ею мало кто пользовался. Сейчас она почти не привечается. Нет её и в произведениях А.Катина.
    Выйдя корнями из народного фольклора, даже от Моисея и П.Сумарокова, в ХIХ-ХХ веках «свободный» стих получил свое развитие в поэзии многих известных авторов.
    Широко распространены верлибры И.Тургенева, К.Бальмонта, В.Брюсова, В.Хлебникова, Н.Гумилева, А.Фета, А.Блока, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Ф.Сологуба; из значительно более поздних авторов – К.Симонова, В.Солоухина, А.Вознесенского, А.Галича, Б.Окуджавы, Г.Алексеева, К.Некрасовой и сотен других наших современников. /8/ В этот же ряд можно поставить теперь уже и верлибры А.Катина.
    Считается, что если написанный текст выглядит целостно и создан вокруг главной выпукло поданной мысли, то вопрос о форме приводит к «свободному» стиху. Он может варьировать образы и ритмику до бесконечности. Примеры:
    у М.Цветаевой :
    «Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе, /Где вечные сумерки, и вечные колокола. /И в маленькой деревенской гостинице/Тонкий звон старинных часов — словно капельки времени./И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды — /Флейта,/И сам флейтист в окне, /И большие тюльпаны на окнах. /И, может быть, Вы бы даже меня не любили»;
    у К.Некрасовой:
    «Очень вкусен горный чеснок в мае./ И я пошла за ним в горы.
    На склонах лежали / Знаменами маки/. Навстречу бежали широколунные киргизята
    с охапками красных тюльпанов./ Шли чинно, рукой подперев на плечах горизонты,
    за водой к роднику молодые киргизки./ Из-под шелковых шалей на длинные косы
    сыпали блики пунцовые маки./ А на самой высокой вершине, стоял длинноухий,
    стоял черноокий осел, упираясь копытцами в камни» и т.д.;/9/
    у А.Катина:
    «Искры из глаз. Свет от автомобильных фар погас./ Стучу по металлическому корпусу, никто не отзывается./ Ищу сам не знаю, что, но оно есть и манит, шепчет в уши/, неотвратимо формирует пока неясный и расплывчатый образ из тумана,/ образовавшегося из воды, который окутывает все вокруг. /В тумане уже по уши блуждаю, хруст под ногами подтверждает, что движение есть,/ но куда непонятно./ Туман застыл как бы в одном измерении./ А вот уже слышу, что где-то еще чей-то хруст/ и справа… и слева, и впереди много хруста — возможно, пробивается толпа страждущих истины.
    Пытаюсь руками на ощупь проложить путь,/ машу лишь по туманному воздуху,/ как в турецкой бане, однако зябко./ Сажусь на корточки, трогаю пальцами землю. Ползу на четвереньках, вот дерево на земле,/ ищу пень от него, вот и он, пень свежий, новый пень.
    Человек прошел и опять новый пень./
    Сажусь на пень, достаю спички, зажигаю дерево, огонь загорается./ Туман, который из воды, расступается.
    Нет, плохо, пробую иначе./ Прохладно./ Беру металлическую пилу, спиливаю большое дерево, оно падает на землю, /разжигаю огонь, случайно опрокидываю ведро с водой на костер, /огонь гаснет, и опять становиться холодно и туманно.
    Все не так. /А если… Собираю сухие ветки от дерева, складываю их для костра на земле,/ разжигаю огонь, ставлю на огонь металлическое ведро с водой. /Будет и пища, и дерево дальше расти, и сады цвести.
    Уже лучше, теперь Ваш ход, Ваш вариант. /И не нужен новый пень, если думать Вам не лень».
    ***
    Верлибр может содержать и рифму, построчные размеры, (по усмотрению автора), укладываться в какую-то явно слышимую музыку.
    Как, например, у А.Катина:
    «Ярко светит луна, разливая свой свет, /На камыш и поля, и на лес, и на лес,/ Между белых берез, серый филин сидит, /Вот крылом он взмахнул, и летит, вот — летит./ Мы идем по росе, и в туманный ковер,/ Погружаемся мы, словно в сон, будто в сон,/ Мы приходим сюда, чтоб душой отдохнуть, /А потом, продолжаем, свой жизненный путь./ Но пора, но пора, уже нам уходить, Пусть проснется наш лес, без людской суеты, /Без машин, без гудков, торопиться пора, /Ну, скорей, вот уж солнце встает, ну скорей. /Мы идем по росе, и в туманный ковер,/ Погружаемся мы, словно в сон, будто в сон,/ Мы приходим сюда, чтоб душой отдохнуть, /А потом, продолжаем, свой жизненный путь… Такой-то уж год».
    Но эта музыка состоит во внутренней сопряжённости смысла, а не в тех или иных внешних качествах.
    И у А.Катина это проявляется очень выразительно:
    «Я брел по бульвару ночь и день,/ Я искал Твою тень, вчерашний день, /Хмель Твоих волос, шептание губ, /Таинственный взгляд и эмоций град, но все невпопад./ А ветер пел и звенел в ушах,/ Завывал и звал, но куда я не знал,/ Но чувствовал оттиск из ветра Твой, /Свет луча, обогревший, руки Твои, когда шла со мной. /Это мистика, чудо, верь и не верь, /Ощутил случайно звездную дверь,/ Открыл с трудом, открывая хрипел,/ Рычал и сопел, как загнанный зверь, увидел тебя и запел. /Как я брел по бульвару ночь и день, /Как искал Твою тень, вчерашний день, /Хмель Твоих волос, шептание губ, /Таинственный взгляд и эмоций град, но все невпопад».
    Совсем не случайно многие подобные тексты у А.Катина положены на музыку, и они часто звучат в авторском исполнении. Как, например, эта:
    «Я уверен, уверен, уверен,/ Что живем мы для любви,/ Для нее растем и сеем, /И строим мечты. /Без любви ничего хорошо не сделать,/ Не зажечь огней,/ Без нее можно только сжечь свою веру,/ И роботами сделать людей./ А только главное, главное, главное, /Я не успел сказать Тебе, Пробежала по мне лишь взглядом, /И опять ушла к себе. /Золотая, золотая, золотая, моя звезда, /Что в глазах твоих не понимаю, но жду тебя, /Проникаю, проникаю, проникаю, в бездонные глаза твои,/ Все равно ничего не понимаю, ждут ли меня они …».
    ***
    Можно подумать, что, верлибр создавать легче, чем стихи. Но это заблуждение. Ведь верлибр предполагает огромную смысловую, эмоциональную и художественную нагрузку, чтобы проза читалась, как поэзия.
    Фактически в «свободном » стихе важна не столько структура, рифма, сколько отношение к миру, ибо в нем частично или вообще отсутствуют все поэтические условности, что не нарушает нормального восприятия текста читателем. /9/
    Еще пример современного классического верлибра Г. Алексеева:
    «Протяни руку, /И на твою ладонь/Упадет дождевая капля.
    Протяни руку, И на твою ладонь /Сядет стрекоза.
    Только протяни руку /И к тебе на ладонь /Спустится райская птица!
    Протяни же руку. /Чего ты стесняешься -Ты же нищий.
    И кто-то положит /Тебе на ладонь /Свое пылкое /Восторженное сердце.
    А если положат камень, /не обижайся, /Будь великодушен». /10/
    ***
    В заключение ещё раз подчеркнём, что в «свободном» стихе ни размер, ни рифма, ни ритмика не являются определяющими критериями его совершенства, ибо допускается различное варьирование этими каноническими свойствами стиха.
    Самое важное в нем — единство мысли и чувства, глубокий смысл и эмоция. /11/
    «Кому-то дано летать, а кому-то — лишь пытаться это сделать. / Но и каждая попытка, если она имеет благородные цели, достойна уважения./ Особо ценно, когда транскрипции с широким регистровым порогом витают в голове, /когда они — образ жизни, когда без них не можешь с желанием жить и дышать./ Эти импровизации музыкальных взлетов и падений,/ с пронзительным смехом, с грустью высоких нот и рычанием басов,/ а также с беззвучной улыбкой от удачной трели/ и желанием познавать себя и мир, радуют окружающих/. Они наполнены стремлением к…., несмотря и ни на что,/ и ни на кого/. Такие транскрипции демонстрируют зрителям, близким, родным и себе силу духа и жизненные резервы, проявляющиеся бесконечными музыкальными транскрипциями с аккомпанементом всеми фибрами души и тела./Транскрипции — тонкие нежные ростки без кожуры,/ идущие из нутра тела творческого человека./ И их нельзя колоть иголкой или гладишь без согласия — они исчезнут, возможно, навсегда».
    ***
    Примечание. Эти небольшие заметки написаны также для тех, кто не знаком с этой формой поэтического сочинительства.
    Светлана Демченко
    На фото к статье: Александр Катин
    Литература
    1.Олдингтон Ричард. Ссылка на источник
    2.Слово о верлибре. В кн.: Демченко С.А. Небо хочу удержать. М. Спутник+. 2011, стр.217-223.
    3.Катин Александр Яковлевич. Ссылка на источник
    4.Елисеев Н. Тени стихов. М. Ж. Новый мир. 2007. N 9.
    5.Поэтом себя не считаю… В кн.: Демченко С.А. Небо хочу удержать . М.Спутник+.2011. С.252.
    6.Верлибры А.Блока. Ссылка на источник
    7.Лайош Кашшак. Избранное. Переводы с венгерского. Составитель и автор предисловия Ю.П.Гусев. М., Молодая гвардия.1983. С.64.
    8.История верлибра: Свободный стих в русской литературе. Ссылка на источник
    9.Ксения Некрасова: классика русского верлибра. http://verlibr.blogspot.com/2011/02/blog-post_26.html
    10.Этот свободный, свободный стих. Ссылка на источник
    11.Алексеев Г. Сборник верлибра. Вступительная статья И.Бродского. Л.1969. Геннадий Алексеев. Избранные стихотворения. СПб. “Геликон Плюс”. 2006. С.576.

    БЛАГОДАРЮ ВАС, УВАЖАЕМАЯ СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА ДЕМЧЕНКО!!! С уважением, Катин А.Я.

  5. Катин Александр Яковлевич

    Светлана Демченко. Москва. Россия.. Клуб мастеров современной прозы «Литера К». Журналист, литературовед, к.ф.н., современный писатель и т.д… Написала о моих эссе на ФБ: «Это поэзия в прозе, близкая верлибру, белому стиху. У Вас образное мышление, позволяющее воспринимать мир через художественные образы, метафоры, определения, что придает сочинениям лиризма и душевности. Дар особый. Спасибо.». Благодарю Вас, уважаемая Светлана!!!

  6. Катин Александр Яковлевич

    Спасибо за хорошее восприятие моих эссе друзьями на ФБ из;
    Республики Беларусь;
    России;
    Украины;
    Литвы;
    Сербии;
    Польши;
    Чехии;
    Германии;
    Словакии;
    Молдавии;
    Эстонии;
    Болгарии;
    Израиля;
    США;
    Франции;
    Латвии;
    Австрии;
    Испании;
    Великобритании….

  7. Катин Александр Яковлевич

    Зарема Полуян. Литературовед. Витебск. Республика Беларусь. Написала на ФБ. «Саша- у тебя есть талант.». «Саша! Ты — Левитан литературный..»

    Екатерина Мурашко. Журналист. Украина. Написала на ФБ .»….. Вспомнила Александра Александровича Блока… как он реагировал …. зачиталась… У вас одно мировоззрение…».

    Любов Грінченко. Филолог. Ukraine. Написала на ФБ. «Ваши эссе похожи на стихи в прозе! Ассоциации возникают с произведениями В.Г. Короленко, И.С. Тургенева», «Филигранное владение словом! Это я о ваших эссе»., «Красиво, правда. Повеяло Стивеном Кингом.».

    Ирина Шапурова, Филолог. Минск .Республика Беларусь. Написала на ФБ. «..я прочла Ваше эссе, посвященное Климту. ПРОСТО ПОТРЯСЕНИЕ КАКОЕ-ТО. Это не слова, это концентрированный бульон из цветов, любви, эротики, душного, напоенного тяжелыми или, напротив, легкими женскими духами воздуха. Я вчера долго думала. Суета, знаете ли. Перестаешь замечать прекрасное и думать о прекрасном.
    Очень красиво! Спасибо Вам!».

    Svetlana Gerassimova, г. Narva, Ida-Virumaa, Estonia. Написала на ФБ .»…до легкого головокружения, до чувства слабости в ногах, до чувства тепла по всему телу, до желания ощутить мир по-новому, вследствие воздействия силы слова на рецепторы обновления.» ЭТО ТО, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ, ЧИТАЯ ВАШИ ЭССЕ!.», «мурашки по телу» от приятного чувства. когда читаю Ваши шедевры!»…

    Наталья Машковцева. Искусствовед. Италия. Написала. «Есть талант писать музыку…а есть талант словами передавать музыку души …и этим талантом безусловно наполнены произведения Александра. ЕСТЬ ЧТО-ТО МЕЖДУ СТРОК …. почти неуловимое… но возвышенное, ЧТО насыщает КАК СВЕЖИЙ ХЛЕБ и ОСВЕЖАЕТ как прохладный ВОЗДУХ ВЫСОКО В ГОРАХ… Благодарю.»

    Alexander Popelansky. Маститый ученый и образованный ЧЕЛОВЕК!. Сиэтл. США » Хорошо!».

    Карине Оганесян. Профессиональный музыкант. Искусствовед. Москва. Россия. «Поэтическая проза! Замечательно…….!».

    Тина Шапиро. Искусствовед. Украина. Написала на ФБ. « Александр, Ваши краткие эссе — передача Ваших чувств, мыслей, знаний в области музыки. Тонко и умело передаёте её влияние на человеческую жизнь. Как она (музыка) играет по струнам души, затрагивая в человеке самое сокровенное, желанное, радуя и пробуждая в нас лучшие чувства и порывы, зовёт к новым свершениям, что становится образом жизни . Очень точно , убедительно и достоверно!)).

    Svetlana Vildžienė. Литва. Написала на ФБ. « Dėkoju Jums , mielas Drauge , už nuostabią melodiją ir puikius žodžius».

    Олена Пінчук. Украина. Медик. Написала на ФБ. «Творец прекрасный мир создал, только тогда он грешным стал, когда корысть, обман, КОВАРСТВО мы вознесли на пьедистал…» На мою думку: людина з витонченою душею здатна писати такі прекрасні ЕСЕ. ДЯКУЮ ВАМ, ОЛЕКСАНДРЕ.

    Эссе позволяют сказать о многом кратко, а значительно больше — между строк — для тех, кто захочет их так прочесть. Эссе могут быть лозунгами, а могут быть и философией.».

  8. Александр Катин

    Зарема Полуян. Литературовед. Витебск. Республика Беларусь. Написала на ФБ. «Саша! ты — умница,умеющий в обыденности уловить прекрасное и поднять настроение читателям.Ты Левитан литературный.».

  9. Александр Катин

    Svetlana Gerassimova, г. Narva, Ida-Virumaa, Estonia. Написала на ФБ .»…до легкого головокружения, до чувства слабости в ногах, до чувства тепла по всему телу, до желания ощутить мир по-новому, вследствие воздействия силы слова на рецепторы обновления.» Это то, что я чувствую, читая Ваши эссе!». Svetlana Gerassimova, г. Narva, Ida-Virumaa, Estonia.

  10. Александр Катин

    Svetlana Gerassimova, г. Narva, Ida-Virumaa, Estonia. Написала на ФБ .»…до легкого головокружения, до чувства слабости в ногах, до чувства тепла по всему телу, до желания ощутить мир по-новому, вследствие воздействия силы слова на рецепторы обновления.» Это то, что я чувствую, читая Ваши эссе!».

  11. Александр Катин

    Любов Грінченко ФИЛОЛОГ, УКРАИНА. написала на ФБ «Да святится имя Твое! Здорово, как всегда!».

  12. Александр Катин

    Любов Грінченко. Филолог. Ukraine.Написала на ФБ. «Филигранное владение словом! Это я о ваших эссе».

  13. Александр Катин

    Svetlana Gerassimova. Narva, Ida-Virumaa, Estonia. Написала на ФБ. «Александр, очень красиво написано! Когда читаю Ваши эссе, у меня почему то начинает сердце биться сильнее! Не знаю, почему такая реакция, но она приятна мне! Я получаю огромнейшее удовольствие читая Вас! Спасибо за Ваш труд!».

  14. Александр Катин

    Наталья Машковцева 17.09.2017
    «Есть талант писать музыку…а есть талант словами передавать музыку души …и этим талантом безусловно наполнены произведения Александра Яковлевича. Есть что-то между строк …. почти неуловимое… но возвышенное , что насыщает как свежий хлеб и освежает как прохладный воздух высоко в горах… Благодарю.». .

  15. Александр Катин

    Екатерина Мурашко. Журналист. Украина. Написала на ФБ » изумительно…»..

  16. Александр Катин

    Эссе позволяют сказать о многом кратко, а значительно больше — между строк — для тех, кто захочет их так прочесть. Эссе могут быть лозунгами, а могут быть и философией.

  17. Александр Катин

    Любов Грінченко — филолог на писала на ФБ. «Заболтали «до легкого головокружения, до чувства слабости в ногах, до чувства тепла по всему телу, до желания ощутить мир по-новому…» Спасибо!!!»

  18. Александр Катин

    Эссе, каким- то образом, получились как «пластинки», как «выставки», которые разными людьми (а нередко, одними и теми же, в разные дни прочтения), воспринимаются по разному, по своему, по иному.
    Эссе позволяют сказать о многом кратко, а значительно больше — между строк — для тех, кто захочет их так прочесть. Эссе могут быть лозунгами, а могут быть и философией.

  19. Александр Катин

    Ваши эссе похожи на стихи в прозе! Ассоциации возникают с произведениями В Короленко, И.С. Тургенева.Любов Грінченко Из Kulykivka, Chernihivs’Ka Oblast’, Ukraine

  20. Александр Катин

    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-bukashka-lebedi-i-shhuka-esse/
    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-abstraktsiya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-veter-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-u-psihologa/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-sueta-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-transkriptsii-v-muzyke-i-v-zhizni-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-tochka-tochka-zapyataya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-zov-predkov-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-malina-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-vzaimoponimanie-s-veroj-i-nadezhdoj-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-letat-esse/
    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-ryba-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-tochka-tochka-zapyataya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/05/aleksandr-katin-reka-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-kovarstvo-esse/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-ni-o-chem-esse/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-sueta-esse/
    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-glaza-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-transkriptsii-v-muzyke-i-v-zhizni-esse/
    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-remen-potuzhe-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-otklyuchki-pereklyuchki-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-na-esse/
    https://klauzura.ru/2017/05/aleksandr-katin-kak-hochu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-kupalnya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-raz-dva-chetyre-pyat-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-potomu-chto-potomu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-trio-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-na-plavu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-ono-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-znakomstvo-osenyu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-ku-ku-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-chut-chut-pro-schaste-ili-dumaj-o-horoshem/
    https://klauzura.ru/2018/01/aleksandr-katin-vsemu-svetu-esse/

  21. Александр Катин

    Скопируйте название песни на сайт SOUNDCLOUD.COM
    grubym-daetsya-radost…На слова Сергея Есенина, музыка Александра Катина;
    sestre-shure-aleksandr-katin… На слова Сергея Есенина, музыка Александра Катина;
    kunak-drug-aleksandr-katin… На слова Расула Гамзатова, музыка Александра Катина;
    «Раз, два, три и я лечу». Слова и музыка Александра Катина;
    yudi-pust-mir-vam-budet…..Слова и музыка Александра Катина.

    Скопируйте название песни на сайт SOUNDCLOUD.COM

    Оркестр Литовской Вильнюсской консерватории под управлением Ромаса Милашюса

    SoundCloud — Hear the world’s sounds
    SOUNDCLOUD.COM

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика