Понедельник, 15.04.2024
Журнал Клаузура

Александр Катин. «ОТКЛЮЧКИ-ПЕРЕКЛЮЧКИ». Эссе

Если снег закружит вокруг Тебя — это я,

Если солнце в глаза с утра — это тоже я.

Одни вопросы и не совсем ясные ответы, сморщенный лоб, насупленные брови и потухший взгляд — стандартный штамп “хочу на отдых, не кантовать”. Возможны еще не обезоруживающая и не говорящая уже ни о чем, слегка бронированная улыбка, а также искусственно выдавливаемый тон, немного смахивающий на всхлип… Короче, стоп, машина.

Итак, если все возможное уже не помогает, то срочно на отдых, бросив все начатое, забыв обо всем. Не слабо? Тогда вперед! Ура! С чего начать?

Может отдать предпочтение скандинавской ходьбе?  Pаньше шутил с теми, кто этим занимается – «что, лыжи потеряли? Ха, ха…ха-ха…». Cейчас знаю, что хорошо многим и при этом, почти 90% всех мышц работают физиологически.

Или как Вам горные лыжи? А водный мотоцикл?…   Когда несешься по волнам на водном мотоцикле, то ни о чем постороннем уже не думаешь, то есть, кроме езды вообще не мыслишь ни о чем. Слушай себе, как волны бьются о борт — бух, бух, бух, да и напевай любимую песенку. Миг, ускорение и ты уже перелистываешь волны одну за другой, как журнал для просмотра, нанизываешь волны как шашлык, а затем проваливаешься вниз, а потом снова вверх — дух захватывает… И опять по ровной глади, набирая скорость, но уже не ощущая ее, воспринимаешь солнце, щуришь от него глаза и начинаешь видеть мир по-новому. В этот момент, если возвратятся какие-то сложные воспоминания, то нужно просто быстро поворачивать опять на гребни волн — опять в пучину, инстинктивно крепко уцепившись за руль и… вперед за жизнью. Все ненужные мысли останутся за бортом, а соленые брызги прохладной воды, окатывающие с ног до головы, добавят ощущения выхолащивания нежелательного. Еще два-три таких захода и можно плыть к берегу.

Позади тяжелый рабочий день, удавшаяся или неудавшаяся встреча, разочарование в любви или головокружение от нее, усталость после длительного перелета, эмоции от шопинга и домашних проблем…

Как вариант, можно прыгнуть с парашютом? Или погрузиться в акваланге с ограниченным количеством кислорода в подводную пещеру c прогулкой в теплую обнимку по дну морскому, как по аллее, с обменом впечатлениями, говорящими пузырьками и взглядами… потом, собрав все свое мужество сохранять спокойствие не зная, хватит ли лимита воздуха? И только в последние секунды всплыть. Пробуйте, на здоровье.

Нырнуть в мечты и выплыть на свет звезды? Но отраженный луч на водной глади обманчив, колюч и не греет — урок — не расслабляться и не открывать душу, чтоб не трясли ее … как грушу… И в результате пропеть, прокричать… —  а все-таки все хорошо, и я судьбу благодарю за восход, за небо над головою, за землю под ногами, за ветер в лицо, за предоставленную возможность.  Прекрасно. Правда же?

Возможно, записаться на курсы какого-нибудь сверх мудро-модного психоанализа, но как опасно запутаться в искусно раскинутых сетях, особенно у знающих, хоть что-то, в этой области. Удачи.

Многие  предпочитают злоупотребить  и « врезаться» в ресторанную толпу, и застрять как в ней как капкане и делать все как все: оп…, опа… на фоне водки и таинственно танцующих рядом шпилек в помаде, распыляющих щемящие душу нежности, шепотом, прямо в ухо…И уже улыбки от любых шуток и поворотов кружат, и поднимают ввысь тело вместе с шелестом юбок, укутывающих голову дуновениями волн качественного парфюма, в сочетании с проникающими натуральными феромонами, закрывают собою экран от проблем, выстраивают другой мир ощущений — мир чувства минутного взаимопритяжения, может быть (конечно же, нет) не искренне взаимного, но в тот момент это и не так важно.

Кто-то решает пойти за идеалом до горизонта на край света? И взмахнув руками продекламирует, возможно: Какой же Вы прекрасный — простой многослойный мазок, нанесенный разными красками, нотами и сюжетами по вертлявому холсту…

Можно предложить казино или игровые многорукие автоматы до утра, бесконечный отыгрыш, повышающиеся ставки или подобное этому. Но все это азарт без движения со многими неизвестными (вообще-то, известными). Рискните.

Погрузиться в «легкие» многосерийные дедективы в видео или печатном вариантах? Хотите добавить еще темы сериалов к суммированным сводкам из интернета — газетных и ТВ новостей? Да уж сегодня этого и так предостаточно.

Чашка кофе с мелодией, которая (музыка) витала во сне, а пришла, как проснулись, свернулась калачиком где-то в ногах, и так хорошо, что нельзя шевельнуться? И чтобы продлить этот благостный миг, мелодии унесут все ненужное. Спасибо, что они есть, что они и есть —  защита и оружие.

Обнявшись чертою в черте, протирайте стекло запотевшими чувствами, и медленно обретет размах все привычное и обычное……Тело встает, умывается, соединяется с мозгом рука… и, поднося черный кофе к губам наслаждается, с каждым глотком все видней проясняется, день начинается, и запущенный ритм заставляет забыть о мечтах. Дурь — наши чувства, стремленья, желанья, все прагматичнее гениев шаг. Может так лучше? Ведь жизнь продолжается, играя на струнах рутинный устав.

А ведь все – таки, как хочется какой-то хорошей переключки с физической, зрительной и эмоциональной перезагрузкой с выходом на релакс, позитив и перспективу…

Тогда может такой микс? Ходьба и бег трусцой с ускорениями, часа полтора. Мысли не отрубаются, но хорошо для здоровья. А вот потом, все-таки, на водный мотоцикл: туда-сюда, сюда — туда, вперед-назад, вверх-вниз, опять и опять в объятия с морской волной. Затем к берегу, бокал холодного игристого пива с вяленой лососиной. А потом сон с майскими погружениями и бодро — бодрое утро с первой мыслью о том, что все начинается заново и доминируют чувства гармонии — когда все ощущается в благостном состоянии, когда все как под гипнозом, овеянным и окутанным атмосферой пространства совершенных образов из фантазий, снов и реальности на гребне позитивной волны вместе с одуванчиками, кузнечиками и солнечными зайчиками.

А уже после этого, в резюме, можно подумать и о том, что если есть то, что необъяснимо притягивает людей друг к другу, вместе с непринципиальными недостатками, вместе со стремлением к идеалу, вместе с воздухом солнца и дождя, то тогда имеет смысл все остальное. И тут практически ничего нельзя добавить, поправить или изменить. Даже, если растянуться в своем неистовом стремлении, то и тогда ничего не изменится. Даже, если написать: “Меняю огромный дом, хаммер перламутрового цвета, самолет и яхту, бизнес, квартиру в столице, подземный гараж, виноградную плантацию, лесистый участок на берегу Средиземного моря, диплом о высшем образовании и все креативное на коврик у Твоего порога”. Даже, если вальс жизни переключить на танго.

А может на закуску еще просто почитать сказки (например, великолепные сказки «Сборник рассказов о Незнайке», Носова Николая Николаевича – для детей, а как мне видится и для взрослых)?

А потом, пусть ветер удачи принесет Вам общение в виде игр и фантазий в ответ на слова и импульсы внимания без примеси злобы, зависти и раздражения, и рассказывает Вам сказки, которые обязательно сбудутся.

Александр Катин


комментария 24

  1. Катин+Александр+Яковлевич

    Елена Романькова. Республика Беларусь. Написала на ФБ: — «Эссе «Отключки» — это вслух произнесённые мечты каждого человека! Это погружение в простой, и, в то же время, загадочный мир человеческого воображения! Мечтайте! Переключайтесь! Жизнь продолжается!… Прочитать это эссе необходимо каждому человеку планеты Земля. НЕПОДРАЖАЕМО!!!».

  2. Катин Александр Яковлевич

    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-ryba-esse/
    «Ползти бы на зов Вдохновения по песку, по траве, по лужам, продираться бы через бурелом, ломая боками сухие сучья, прокладывать дорогу через завалы как кабан, чуть не утонуть в болоте, изодрать в кровь пальцы, карабкаясь по круче, кричать до хрипоты — подари еще одну минуту встречи в 4 утра на высоком утесе, играть на счастье в домино-рыба…

    Хорошо, что не заснул навсегда на морозе, в снежном сугробе в ту или в иную ночь. Потихоньку уже немели все чувства, и сладкая нега блаженства растекалась по телу и мыслей становилось все меньше, и только приятные, только приятные. Вот-вот и захлопнулась бы мышеловка. Еще чуть-чуть и не чувствовал бы ничего, только может быть слышал бы в полудреме неспешное парение снежинок. Воспоминания окутывали бы мозг, как компресс, как бальзам, как первый вдох и холод не холод, и я не я, а пространство — вечность и бесконечность.

    Чтобы стать благополучным приложил все-все свои силы и которые были в резерве, и которых не было. Засыпая и просыпаясь, шепчу: я смогу, я сильный. Зажигаю свечу в церкви и в мыслях, прошу силы, прощения и терпения.

    И просто — непросто сжимаю себя в самодельный комок воли, встаю, одеваю лицо и творю, и уже для посторонних — Рембо, крутой Уокер, верхом на мустанге с кольтом на поясе. Хочется легко парить: взял и написал хорошо, издатели раз и издали как обещали, утром рано встал и побежал по росе босиком… Душа хватается за каждый листик, за травинку, за пение маленькой птички, за ласки и внимание.

    Каким вниманием и любовью я был окружен в детстве…

    Отрывки мозгового фото мелькают перед глазами со скоростью света… Все это буду варить в себе.

    Проснулся утром, открыл глаза, зажмурился, снова открыл глаза.

    СПЕЛЫЕ ВИШНИ НА ВОСХОДЕ СОЛНЦА ПРОЗРАЧНЫ
    — ВИДНЫ КОСТОЧКИ ВНУТРИ.
    Паутинки серебристые, вот бы их погладить.
    Вершины елей, их хочется достать!».

    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-abstraktsiya-esse/
    Александр Катин. «АБСТРАКЦИЯ». Эссе.
    «….Жизнь с Тобой и для Тебя — как шаг и еще шаг, и… еще шаг… за манящими белыми лилиями — как кураж на импровизированной сцене под лунным освещением – как реализованный взлет (возможно), с респектом на струнах вдохновения по пути … к новым вершинам….»… А. Катин

    .«СЛОВО О ВЕРЛИБРАХ АЛЕКСАНДРА КАТИНА… И не только…». Литературно – публицистический журнал «КЛАУЗУРА».
    Светлана Андреевна Демченко. Москва. Россия.. Клуб мастеров современной прозы «Литера К». Литературный критик. Журналист, литературовед, кандидат филологических наук, современный писатель.

    14.01.2021 https://klauzura.ru/…/slovo-o-verlibrah-aleksandra…/
    «Мы не настаиваем на том, что верлибр — единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом”. /1/
    Р.Олдингтон, основоположник европейского верлибра.
    Вспомнить и обновить статью о верлибре/2/ меня спровоцировало новаторское творчество одного из самобытных авторов журнала “Клаузура”, воистину тайновидца Александра Катина. /3/
    «Капелька воды, капля крови, капля росы./ Кусочек жизни,/ глоток свободы,/ минута вдохновения…/ Смысл жизни. /А может — ну его?/ Может лучше ни о чем не думать и плыть по течению. /Общаться только с «нужниками», которые приведут к желанной кормушке?/ Но есть, есть люди, которые несут свет в души./ Не топчите их как в поле траву./ Дайте им возможность творить для Вас же./ Хотя бы не мешайте, не травите, не кусайте./ Подумайте, ведь скоро вас разопрет от добра и захочется чего-то чистого,/ не для себя, так для своих близких, детей и для внуков./ Или Вы их отправите куда-нибудь в «благополучие»? («…Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…» Сергей Есенин, 1923 год)./ А кто же тогда будет дома строить, лечить, защищать, учить, убирать, cоздавать…/Кто?…/Не сможете, нет? /Не хотите?/ Не желаете?..»
    Все свои короткие повествования он обозначает как эссе. Но текст тексту не равнозначен, по стилю и форме, в том числе. Конечно, во всех зарисовках много философии, смысловой и тематической многозначности, но их объединяет общая мировоззренческая направленность: это художественный гимн эмоции, чувству, ощущению мира и себя в нём.
    А вот по жанровой принадлежности работы разные, (не только эссе), — от литературной зарисовки, миниатюры до поэтической прозы, белого или свободного стиха, т.е. верлибра. Последние, эти, по меткому определению Н.Елисеева, «тени стихов», настолько искренни и прозрачны своей простотой, человечностью, поэтическим звучанием, что не оставляют места для сколько-нибудь безразличного отношения к ним./4/ Или, как те валуны, омываемые речной водой, в которых нет ни кокетства, ни надуманности: в каждом роится жизнь.
    «Повстречались нам и лежащие в прозрачной воде камни — громадины,/ веками омытые и водами так промытые, /что казалось, что у них есть норы с глубокими ходами, как будто уши./ И эти «уши», кем-то как — то припаянные к невероятно огромных размеров и форм/, лежащих на глубине каменным впадинам,/ слышали все, что происходит в воде,/ а возможно и над – естественный акустический агрегат./ Казалось, что вот-вот и еще что-то из ряда вон выходящее произойдет, как только проплывем за поворот…».
    Верлибры А.Катина не только анализировать, но и цитировать трудно (по внутреннему смыслу и тематике объёмны). Они, как камушки, кажущиеся под водой причудливыми, переливающимися, словно из другой реальности, не знающей земного созвучия и ритма. Встречаясь с ними, начинаешь понимать, что, их автор видит насквозь тот другой «камушковый» мир, и только ему ведомы его тайны.
    Читаем:
    «А я люблю нашу реку с лесом, с отмелями и плесами. /Она меня зовет.
    Скоро снег растает, и я обниму ее за талию,/ причешу водоросли, помою заводи, всплакну от эмоций,/ но никто посторонний не увидит моих грез. /Вода умоет лицо и унесет мои переживания,/ придав силы вновь улыбнуться от освежающих лицо хрустальных солнечных брызг…».
    Сказано о многом, укладывающемся в одну лишь тему любви к родным местам. Не случайно этот верлибр имеет название «Зов предков».
    Во многих свободных стихах автор с увлечением ведёт читателя по пути своего личного восприятия мира, разных впечатлений и эмоций.
    «…Вечерний освежающий ветерок после дневной жары, /полупустынные улицы после праздничной толпы, /степенно гуляющие прохожие по широкой улице после суеты./ На чуть пожелтевшем газоне маленькие желтые цветочки,/ среди только что увиденных фотографий прозрачных морских лагун, гротов, церквей, костелов…/ интересных и непривычных для нас сросшихся 2-5-этажных небольших зданий,/ выстроившихся в кривые узенькие улочки, прерываемые маленькими скверами и площадями./ Как огромен и многообразен мир,/ как в нем много места для всех, для воли и сказок, песен и перезвона колоколов,/ а где-то есть даже дикое стадо слонов…».
    Или:
    «…Стою на перекрестке,/ Куда же пойти? /Направо – киоски, налево – дворцы./ Назад пути нету, на месте – труба,/ Вперед, только к свету, ждать больше нельзя./ Я вижу цель, с пути не сверну,/ Пускай не дойду, пускай упаду, /Но я вижу цель, к которой иду,/ Которой живу./ Да, я вижу цель./ В руках держу лед, на солнце смотрю,/ Стираю флюгерное изображение,/ И опираясь рукой на траву,/ Ласкаю мечту и ее отражение. 2020, такой-то уж год».
    — Ну, какие же это стихи! — скажет иной знаток поэзии.
    Но это и не обычная проза: в ней, как видим, очень много «красивостей», взлелеянной поэтичности, воспарения чувств, что как раз и характерно для стихов. Другими словами, мы ведём речь о поэзии прозы. Как-то я написала: «Поэтом себя не считаю./ В мечтах озаренье ловлю./ Рифму не вижу, не знаю./Поэзию прозы люблю…». /5/
    Отношение читателей к верлибру, — то ли по незнанию, то ли всё же по приверженности к классическому поэтическому стилю,- неоднозначное, вплоть до неприятия. Одним словом, свободный стих — это не только странное, но и спорное явление в современной стихотворной культуре. Тем не менее, оно распространено очень широко и требует своего обоснования. Хотя бы потому, что владело умами классиков литературы в прошлом и продолжает и сегодня волновать пишущих людей, как любителей, так и профессионалов.
    ***
    Приходит на память один из двух знаменитых «верлибров» – тех же «свободных » стихов
    А. Блока:
    «Когда вы стоите на моем пути,/ Такая живая, такая красивая,
    Но такая измученная,/ Говорите все о печальном,/ Думаете о смерти,/
    Никого не любите / и презираете свою красоту -/Что же? Разве я обижу вас?/ О, нет! Ведь я не насильник, /Не обманщик и не гордец,/ Хотя много знаю,
    Слишком много думаю с детства /и слишком занят собой./Ведь я — сочинитель,
    Человек, называющий все по имени,/ Отнимающий аромат у живого цветка.
    Сколько ни говорите о печальном,/Сколько ни размышляйте о концах и началах,
    Все же, я смею думать,/Что вам только пятнадцать лет./ И потому я хотел бы,
    Чтобы вы влюбились в простого человека,/ Который любит землю и небо
    Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
    Право, я буду рад за вас,/ Так как — только влюбленный/ Имеет право на звание человека». /6/
    Как указывает классик современной венгерской литературы Лайош Кашшак, верлибр никогда не приходит априори, по его мнению, он рождается в результате психологического и физического концентрирования в одной точке того, что предстоит сказать. /7/
    У В.Солоухина:
    «Я убеждён, что Исаак Ньютон/ То яблоко, которое открыло/
    Ему закон земного тяготенья/ Что он его, /В конечном счёте,- съел.
    То яблоко – дитя Земли и Солнца -/ Родилось, / Выросло из завязи,/ Созрело /
    (А перед этим пчёлы прилетели,/ И дождь прошёл, и тёплый ветер дул)/
    Не столько для того, чтобы упасть/ И доказать движеньем по прямой,
    Что тяготенье вправду существует, но главным образом, чтоб стать красивым, сладким,/ И сочным и прохладным , и большим,/
    Чтобы его, любуясь, разломили/ И аромиат услышали/
    И сладость/ Вкусили чутким человеческим ртом».
    Верлибр — это такая форма метрической композиции, в которой строки не упорядочены по длине, одна качественно не зависит от предыдущей и может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок следования интенсивных временных, тонических и тембровых структур. Зачастую эти строки объединены в группы, называемые «лессами«, каждая из которых может включать в себя различное количество строк внутри одного и того же стиха. Кстати, именно лессы чаще цитируются, чем полный текст.
    Пример лессы у А.Катина:
    «Такси пройдет, и вновь молчание,/ лист упадет и ожидание,/ в домах горят, но гаснут уж огни./ Вот отражение в лужах звезд/ и притяжение к сказке грез,/ заснувший город спит во мгле./ Свет или тьма,/ мед или лед,/ гадает луна,/гадаю и я/, что меня ждет, /кто меня ждет,/ а, может, никто».
    Или:
    «…Нырнуть в мечты и выплыть на свет звезды?/ Но отраженный луч на водной глади обманчив,/ колюч и не греет — урок/ — не расслабляться и не открывать душу,/ чтоб не трясли ее … как грушу… /И в результате пропеть, прокричать… — а все-таки все хорошо, /и я судьбу благодарю за восход,/ за небо над головою,/ за землю под ногами,/ за ветер в лицо,/ за предоставленную возможность Прекрасно. /Правда же?»
    Близок к «свободному » стиху, так называемый, «белый » стих, различие между
    ними лишь в том, что последний имеет размер, как-то: «белый ямб», «белый дольник», «белый анапест», и т.п.
    Но эта разновидность стихосложения широко культивировалась в ХУIII-ХIХ вв., а в ХХ ст. ею мало кто пользовался. Сейчас она почти не привечается. Нет её и в произведениях А.Катина.
    Выйдя корнями из народного фольклора, даже от Моисея и П.Сумарокова, в ХIХ-ХХ веках «свободный» стих получил свое развитие в поэзии многих известных авторов.
    Широко распространены верлибры И.Тургенева, К.Бальмонта, В.Брюсова, В.Хлебникова, Н.Гумилева, А.Фета, А.Блока, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Ф.Сологуба; из значительно более поздних авторов – К.Симонова, В.Солоухина, А.Вознесенского, А.Галича, Б.Окуджавы, Г.Алексеева, К.Некрасовой и сотен других наших современников. /8/ В этот же ряд можно поставить теперь уже и верлибры А.Катина.
    Считается, что если написанный текст выглядит целостно и создан вокруг главной выпукло поданной мысли, то вопрос о форме приводит к «свободному» стиху. Он может варьировать образы и ритмику до бесконечности. Примеры:
    у М.Цветаевой :
    «Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе, /Где вечные сумерки, и вечные колокола. /И в маленькой деревенской гостинице/Тонкий звон старинных часов — словно капельки времени./И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды — /Флейта,/И сам флейтист в окне, /И большие тюльпаны на окнах. /И, может быть, Вы бы даже меня не любили»;
    у К.Некрасовой:
    «Очень вкусен горный чеснок в мае./ И я пошла за ним в горы.
    На склонах лежали / Знаменами маки/. Навстречу бежали широколунные киргизята
    с охапками красных тюльпанов./ Шли чинно, рукой подперев на плечах горизонты,
    за водой к роднику молодые киргизки./ Из-под шелковых шалей на длинные косы
    сыпали блики пунцовые маки./ А на самой высокой вершине, стоял длинноухий,
    стоял черноокий осел, упираясь копытцами в камни» и т.д.;/9/
    у А.Катина:
    «Искры из глаз. Свет от автомобильных фар погас./ Стучу по металлическому корпусу, никто не отзывается./ Ищу сам не знаю, что, но оно есть и манит, шепчет в уши/, неотвратимо формирует пока неясный и расплывчатый образ из тумана,/ образовавшегося из воды, который окутывает все вокруг. /В тумане уже по уши блуждаю, хруст под ногами подтверждает, что движение есть,/ но куда непонятно./ Туман застыл как бы в одном измерении./ А вот уже слышу, что где-то еще чей-то хруст/ и справа… и слева, и впереди много хруста — возможно, пробивается толпа страждущих истины.
    Пытаюсь руками на ощупь проложить путь,/ машу лишь по туманному воздуху,/ как в турецкой бане, однако зябко./ Сажусь на корточки, трогаю пальцами землю. Ползу на четвереньках, вот дерево на земле,/ ищу пень от него, вот и он, пень свежий, новый пень.
    Человек прошел и опять новый пень./
    Сажусь на пень, достаю спички, зажигаю дерево, огонь загорается./ Туман, который из воды, расступается.
    Нет, плохо, пробую иначе./ Прохладно./ Беру металлическую пилу, спиливаю большое дерево, оно падает на землю, /разжигаю огонь, случайно опрокидываю ведро с водой на костер, /огонь гаснет, и опять становиться холодно и туманно.
    Все не так. /А если… Собираю сухие ветки от дерева, складываю их для костра на земле,/ разжигаю огонь, ставлю на огонь металлическое ведро с водой. /Будет и пища, и дерево дальше расти, и сады цвести.
    Уже лучше, теперь Ваш ход, Ваш вариант. /И не нужен новый пень, если думать Вам не лень».
    ***
    Верлибр может содержать и рифму, построчные размеры, (по усмотрению автора), укладываться в какую-то явно слышимую музыку.
    Как, например, у А.Катина:
    «Ярко светит луна, разливая свой свет, /На камыш и поля, и на лес, и на лес,/ Между белых берез, серый филин сидит, /Вот крылом он взмахнул, и летит, вот — летит./ Мы идем по росе, и в туманный ковер,/ Погружаемся мы, словно в сон, будто в сон,/ Мы приходим сюда, чтоб душой отдохнуть, /А потом, продолжаем, свой жизненный путь./ Но пора, но пора, уже нам уходить, Пусть проснется наш лес, без людской суеты, /Без машин, без гудков, торопиться пора, /Ну, скорей, вот уж солнце встает, ну скорей. /Мы идем по росе, и в туманный ковер,/ Погружаемся мы, словно в сон, будто в сон,/ Мы приходим сюда, чтоб душой отдохнуть, /А потом, продолжаем, свой жизненный путь… Такой-то уж год».
    Но эта музыка состоит во внутренней сопряжённости смысла, а не в тех или иных внешних качествах.
    И у А.Катина это проявляется очень выразительно:
    «Я брел по бульвару ночь и день,/ Я искал Твою тень, вчерашний день, /Хмель Твоих волос, шептание губ, /Таинственный взгляд и эмоций град, но все невпопад./ А ветер пел и звенел в ушах,/ Завывал и звал, но куда я не знал,/ Но чувствовал оттиск из ветра Твой, /Свет луча, обогревший, руки Твои, когда шла со мной. /Это мистика, чудо, верь и не верь, /Ощутил случайно звездную дверь,/ Открыл с трудом, открывая хрипел,/ Рычал и сопел, как загнанный зверь, увидел тебя и запел. /Как я брел по бульвару ночь и день, /Как искал Твою тень, вчерашний день, /Хмель Твоих волос, шептание губ, /Таинственный взгляд и эмоций град, но все невпопад».
    Совсем не случайно многие подобные тексты у А.Катина положены на музыку, и они часто звучат в авторском исполнении. Как, например, эта:
    «Я уверен, уверен, уверен,/ Что живем мы для любви,/ Для нее растем и сеем, /И строим мечты. /Без любви ничего хорошо не сделать,/ Не зажечь огней,/ Без нее можно только сжечь свою веру,/ И роботами сделать людей./ А только главное, главное, главное, /Я не успел сказать Тебе, Пробежала по мне лишь взглядом, /И опять ушла к себе. /Золотая, золотая, золотая, моя звезда, /Что в глазах твоих не понимаю, но жду тебя, /Проникаю, проникаю, проникаю, в бездонные глаза твои,/ Все равно ничего не понимаю, ждут ли меня они …».
    ***
    Можно подумать, что, верлибр создавать легче, чем стихи. Но это заблуждение. Ведь верлибр предполагает огромную смысловую, эмоциональную и художественную нагрузку, чтобы проза читалась, как поэзия.
    Фактически в «свободном » стихе важна не столько структура, рифма, сколько отношение к миру, ибо в нем частично или вообще отсутствуют все поэтические условности, что не нарушает нормального восприятия текста читателем. /9/
    Еще пример современного классического верлибра Г. Алексеева:
    «Протяни руку, /И на твою ладонь/Упадет дождевая капля.
    Протяни руку, И на твою ладонь /Сядет стрекоза.
    Только протяни руку /И к тебе на ладонь /Спустится райская птица!
    Протяни же руку. /Чего ты стесняешься -Ты же нищий.
    И кто-то положит /Тебе на ладонь /Свое пылкое /Восторженное сердце.
    А если положат камень, /не обижайся, /Будь великодушен». /10/
    ***
    В заключение ещё раз подчеркнём, что в «свободном» стихе ни размер, ни рифма, ни ритмика не являются определяющими критериями его совершенства, ибо допускается различное варьирование этими каноническими свойствами стиха.
    Самое важное в нем — единство мысли и чувства, глубокий смысл и эмоция. /11/
    «Кому-то дано летать, а кому-то — лишь пытаться это сделать. / Но и каждая попытка, если она имеет благородные цели, достойна уважения./ Особо ценно, когда транскрипции с широким регистровым порогом витают в голове, /когда они — образ жизни, когда без них не можешь с желанием жить и дышать./ Эти импровизации музыкальных взлетов и падений,/ с пронзительным смехом, с грустью высоких нот и рычанием басов,/ а также с беззвучной улыбкой от удачной трели/ и желанием познавать себя и мир, радуют окружающих/. Они наполнены стремлением к…., несмотря и ни на что,/ и ни на кого/. Такие транскрипции демонстрируют зрителям, близким, родным и себе силу духа и жизненные резервы, проявляющиеся бесконечными музыкальными транскрипциями с аккомпанементом всеми фибрами души и тела./Транскрипции — тонкие нежные ростки без кожуры,/ идущие из нутра тела творческого человека./ И их нельзя колоть иголкой или гладишь без согласия — они исчезнут, возможно, навсегда».
    ***
    Примечание. Эти небольшие заметки написаны также для тех, кто не знаком с этой формой поэтического сочинительства.

    «…Верлибры А.Катина не только анализировать, но и цитировать трудно (по внутреннему смыслу и тематике объёмны). Они, как камушки, кажущиеся под водой причудливыми, переливающимися, словно из другой реальности, не знающей земного созвучия и ритма. Встречаясь с ними, начинаешь понимать, что, их автор видит насквозь тот другой «камушковый» мир, и только ему ведомы его тайны…..
    А.Катин — очень своеобразный автор, разносторонняя личность — учёный, врач, бард, художник, фотограф, автор многих книг, и т.д. Его творчество не избитое, и мне хотелось подчеркнуть эту его особенность.….».
    «…Это поэзия в прозе, близкая верлибру, белому стиху. У Вас образное мышление, позволяющее воспринимать мир через художественные образы, метафоры, определения, что придает сочинениям лиризма и душевности. Дар особый. Спасибо.».
    P.S. ВЕРЛИБР (франц. vers libre — свободный стих) — термин западной поэтики. Первоначально верлибром, или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов, метрические, но не равностопные.

    Светлана Демченко

    Литература:
    1.Олдингтон Ричард. Ссылка на источник;
    2.Слово о верлибре. В кн.: Демченко С.А. Небо хочу удержать. М. Спутник+. 2011, стр.217-223.;
    3.Катин Александр Яковлевич. Ссылка на источник;
    4.Елисеев Н. Тени стихов. М. Ж. Новый мир. 2007. N 9.;
    5.Поэтом себя не считаю… В кн.: Демченко С.А. Небо хочу удержать . М.Спутник+.2011. С.252.;
    6.Верлибры А.Блока. Ссылка на источник;
    7.Лайош Кашшак. Избранное. Переводы с венгерского. Составитель и автор предисловия Ю.П.Гусев. М., Молодая гвардия.1983. С.64.;
    8.История верлибра: Свободный стих в русской литературе. Ссылка на источник;
    9.Ксения Некрасова: классика русского верлибра. http://verlibr.blogspot.com/2011/02/blog-post_26.html;
    10.Этот свободный, свободный стих. Ссылка на источник;
    11.Алексеев Г. Сборник верлибра. Вступительная статья И.Бродского. Л.1969. Геннадий Алексеев. Избранные стихотворения. СПб. “Геликон Плюс”. 2006. С.576. https://klauzura.ru/…/slovo-o-verlibrah-aleksandra…/

    БЛАГОДАРЮ ВАС, УВАЖАЕМАЯ СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА ДЕМЧЕНКО!!!
    С уважением, Катин А.Я
    Не скрою, что я приятно удивлен тем, что профессионалы и читатели так оценивают мои эссе и сравнивают даже их с Великими! людьми. Я понимаю, что это преувеличение, но тем не менее…….
    Эссе, каким- то образом заиграли высокими нотами, а где-то то басами — как «пластинки», нарисовались словами — будто — «картинки»….
    И мне радостно, от того, что разными людьми они воспринимаются, по своему (а нередко, даже одними и теми же людьми, в разные дни прочтения — по-иному).
    Эссе позволяют сказать о многом кратко, а еще и между строк — для тех, кто захочет их так прочесть и перечитать снова.
    С уважением, Александр Катин ВИТЕБСК. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ.

    Кланяюсь главному редактору литературного журнала «Клаузура» — Плынову Дмитрию Геннадьевичу (писатель, публицист, лауреат национальной литературной премии «Золотое Перо Руси») за то, что оценил и издал мои эссе в интернете.

    ОТЗЫВ.
    Любов Грінченко = Любовь Гринченко‎. Украина, Филолог. Написала на ФБ:
    — «Прочитала рецензию. Высокая, компетентная оценка Вашего творчества, заслуженная оценка! Согласна с каждым словом критика. Вы пишете легко, свободно! Пишете, как дышите!
    Томас Элиот словно о Вас сказал: — «Автор верлибра свободен во всём, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».
    Трудно даже подвести Ваши произведения под какие-то конкретные стилистические, жанровые рамки. Это и верлибры, и свободные стихи, и стихи в прозе, и «поэзия прозы» (удачный и неожиданный термин автора рецензии!), и эссе.
    Да и не важно, как назовут литературоведы жанры Ваших произведений. Это просто восхитительно и великолепно написанные тексты, от которых получаешь высочайшее эстетическое наслаждение! Спасибо Вам!».

    Благодарю Вас, уважаемая Любовь Андреевна! Благодарю и ценю ОЧЕНЬ!
    С уважением, Катин А.

    Прочитать в интернете: https://www.klauzura.ru
    Набрать — Журнал «Клаузура» и название эссе, можно и на русском или скопировать
    ссылку, указанную ниже.
    В социальных сетях: Facebook «Клаузура» — https://www.facebook.com/klauzura/
    Facebook «Афиша ПроАртИнфо» — https://www.facebook.com/ProArtInfo/
    ВКонтакте (VK) «Журнал Клаузура» — https://vk.com/public151857982
    МирТесен — https://klauzura.mirtesen.ru/ Twitter «Клаузура» — https://twitter.com/KlauzuraSMI
    Twitter «ПроАртИнфо» — https://twitter.com/ProArtInfo
    А также в нашей ленте Яндекс.Дзен — https://zen.yandex.ru/media/klauzura.ru

    https://klauzura.ru/2021/12/aleksandr-katin-instruktsiya-rekonstruktsiya-spektakl-v-3-h-dejstviyah-26/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-instruktsiya…/
    Эссе о том, как человек пришел в театр — как в храм искусства, чтобы окунуться в эту дивную атмосферу.
    Как в театре играли пьесу о взаимоотношениях между женщинами и мужчинами.
    О том, как следует читать: — «Как банан на новые ворота». О том, как «хочется создать в жизни атмосферу радости и красоты, достигнуть чувства легкого движения, не только для себя, а чтобы и рядом бегущим было бы от этого тоже хорошо, чтобы этой живительной силы хватило бы ВСЕМ для интересного, созидательного, благородного….». А.Катин.
    И о том, что людей беспокоит, как и почему они (как вариант) злоупотребляют алкоголем.
    А также о том, как женщины оберегают своих от других дам (пустое занятие, но тем не менее…).. И о чай-кофе в антракте — очень важной части ритуального действа в театре и насколько комфортна и академична она, зависит многое, даже очень многое.
    И что в итоге — все просто: «….А все так просто, горит свеча,… Истина проще, чем сгоряча, Выдумал я, но рассеялись тучи» А. Катин, и нужно всегда верить в лучшее — двигатель жизни, мира и прогресса — «солнце за горою…» А. Катин.

    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-bukashka-lebedi-i-shhuka-esse/
    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-abstraktsiya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-veter-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-u-psihologa/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-sueta-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-transkriptsii-v-muzyke-i-v-zhizni-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-tochka-tochka-zapyataya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-zov-predkov-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-malina-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-vzaimoponimanie-s-veroj-i-nadezhdoj-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-letat-esse/
    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-ryba-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-tochka-tochka-zapyataya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/05/aleksandr-katin-reka-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-kovarstvo-esse/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-ni-o-chem-esse/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-sueta-esse/
    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-glaza-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-transkriptsii-v-muzyke-i-v-zhizni-esse/
    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-remen-potuzhe-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-otklyuchki-pereklyuchki-esse/
    https://klauzura.ru/2018/02/aleksandr-katin-na-esse/
    https://klauzura.ru/2017/05/aleksandr-katin-kak-hochu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-kupalnya-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-raz-dva-chetyre-pyat-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-potomu-chto-potomu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-trio-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-na-plavu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-ono-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-znakomstvo-osenyu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-ku-ku-esse/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-chut-chut-pro-schaste-ili-dumaj-o-horoshem/
    https://klauzura.ru/2018/01/aleksandr-katin-vsemu-svetu-esse/
    https://klauzura.ru/2021/01/dolzhna-skazat-eto-dazhe-esli-nikto-ne-uslyshit-k-mezhdunarodnomu-dnyu-pamyati-zhertv-holokosta/
    https://klauzura.ru/…/dolzhna-skazat-eto-dazhe-esli…/
    https://klauzura.ru/2021/12/aleksandr-katin-a-vot-zachem-esse/
    https://klauzura.ru/2021/11/dlya/
    https://klauzura.ru/2021/01/slovo-o-verlibrah-aleksandra-katina-i-ne-tolko/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-chut-chut-pro-schaste-ili-dumaj-o-horoshem/
    https://klauzura.ru/2018/01/aleksandr-katin-vsemu-svetu-esse/

    НЕКОТОРЫЕ ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
    —————————————
    Ирина Шапурова, Филолог. Минск. Республика Беларусь. Написала на ФБ. «..я прочла Ваше эссе, посвященное Климту. ПРОСТО ПОТРЯСЕНИЕ КАКОЕ-ТО.
    Это не слова, это концентрированный бульон из цветов, любви, эротики, душного, напоенного тяжелыми или, напротив, легкими женскими духами воздуха.
    Я вчера долго думала.
    Суета, знаете ли. Перестаешь замечать прекрасное и думать о прекрасном. Очень красиво! Спасибо Вам!».
    Благодарю Вас, Ирина ШАПУРОВА!

    Ирина Шапурова. Филолог. Минск. Республика Беларусь. «КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ СТИХИ! ГЛУБОКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И ПРОСТО ЗАВОРАЖИВАЮЩИЕ.
    Слово нанизано на слово подобно древней мозаике, где камешек к камешку, оттенок к оттенку. отшлифовано и отточено до миллиметра. А.Я., Вы, случайно, не играете в шахматы? Каждое слово выверено, словно шахматный ход. Спасибо Вам! Удачи! Творите! Это ведь счастье…».
    Благодарю Вас, уважаемая Ирина!

    Наталья Гаснер. Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины. Республика Беларусь. Написали на ФБ:
    «На мой взгляд, Ваше творчество, Александр Катин — редчайший и особенный случай, оно у Вас: ажурно, скрупулёзно, ювелирно, тонко. Одним словом: ФИЛИГРАННО!». Благодарю Вас, уважаемая Наталья!

    Любов Грінченко. Филолог. Ukraine. Написала на ФБ. «Ваши эссе похожи на стихи в прозе! Ассоциации возникают с произведениями В.Г. Короленко, И.С. Тургенева».
    «Филигранное владение словом! Это я о ваших эссе».,
    «Супер-текст! Стільки дієслів, дієприкметників! Просто знахідка для вчителя — мовника!!!
    «Красиво, правда. Повеяло Стивеном Кингом»».
    Спасибо Вам, уважаемая Любовь Андреевна!!!

    Любов Грінченко‎. Филолог. Украина.
    Написала на ФБ: -«Читаю, Александр, Ваши эссе, и такое чувство, что я НИКОГДА НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ ЧИТАЛА!!! Как феерично нанизываются в ваших текстах слова!
    В какие-то неимоверно волшебные гирлянды!
    ОБЫКНОВЕННЫЕ СЛОВА! НО КАК МАСТЕРСКИ РАССТАВЛЕНЫ! Это Чудо! ВЫ ТАЛАНТ! Необыкновенный! Я в восторге! Нет слов. ВАШИ ЭССЕ – БАЛЬЗАМ НА МОЮ ФИЛОЛОГИЧЕСКУЮ ДУШУ))).
    Благодарю Вас, уважаемая Любовь Гринченко!

    Зарема Полуян. Литературовед. Витебск. Республика Беларусь. Написала на ФБ. «Саша — у тебя есть талант»., «Саша! ТЫ – ЛЕВИТАН ЛИТЕРАТУРНЫЙ».
    Спасибо, уважаемая Зарема Ивановна!

    Ірина Феджага. Филолог, написала на своей страничке ФБ, г. Винница, Украина. «Катин Александр, оригинальный У Вас СТИЛЬ, ЛЕТЯЩИЙ УНИКАЛЬНО, ВАШ СЛОГ, Я ЕГО УЖЕ УЗНАЮ». Благодарю Вас, Iрина!

    Svetlana Gerassimova, Филолог. г. Narva, Ida-Virumaa, Estonia. Написала на ФБ .»…до легкого головокружения, до чувства слабости в ногах, до чувства тепла по всему телу, до желания ощутить мир по-новому, вследствие воздействия силы слова на рецепторы обновления — ЭТО ТО, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ, ЧИТАЯ ВАШИ ЭССЕ!», «мурашки по телу» от приятного чувства. когда читаю Ваши шедевры!»…
    Благодарю Вас, Светлана!

    Наталья Машковцева. Искусствовед. Италия. Написала:
    — «Есть талант писать музыку…, а есть талант словами передавать музыку души …И этим талантом безусловно наполнены произведения Александра.
    ЕСТЬ ЧТО-ТО МЕЖДУ СТРОК …. почти неуловимое…, но возвышенное, ЧТО насыщает КАК СВЕЖИЙ ХЛЕБ и ОСВЕЖАЕТ как прохладный ВОЗДУХ ВЫСОКО В ГОРАХ… «.
    Благодарю.». Благодарю Вас, Наталья!

    Тина Шапиро. Искусствовед. Украина. Написала на ФБ:
    — « Александр, Ваши краткие эссе — передача Ваших чувств, мыслей, знаний в области музыки. Тонко и умело передаёте её влияние на человеческую жизнь.
    Как она (музыка) играет по струнам души, затрагивая в человеке самое сокровенное, желанное, РАДУЯ И ПРОБУЖДАЯ В НАС ЛУЧШИЕ ЧУВСТВА И ПОРЫВЫ, зовёт к новым свершениям, что становится образом жизни .
    Очень точно , убедительно и достоверно!))”.
    Благодарю Вас, Тина!

    Екатерина Мурашко. Журналист. Украина. Написала на ФБ:
    — «Свет или тьма, мед или лед, гадает луна, гадаю и я, что меня ждет, кто меня ждет, а может никто…»: —
    -….прочла строки этого Вашего эссе и задумалась… одиночество и тоска страшые вещи, ведущие к рюмке бития…
    Как же Вы правы…
    Вспомнила Александра Александровича Блока…, как он реагировал …,.., зачиталась…
    У нас одно мировозрение»…
    Благодарю, Екатерина! Я очень люблю творчество Александра Блока. Спасибо!!!
    А еще Екатерина, в этом этого эссе — «ОНО» в том, что я попытался описать как просто лишнее потребление алкоголя ведет в мир иллюзий и в бездну мифов, и как легко пойти по этому пути…..: — «…. открывая дверь кажущейся истины в вечную бездну мифов и иллюзий.».
    А еще и о том, как: — «…выворачиваю руль..». и… , и расслабиться можно…».
    А еще и о минутах умиротворения:
    — …. «..Такси пройдет и вновь молчание, лист упадет и ожидание,….».
    А еще о том, как один миг=мнгновение в пространственном измерении: — «….. и вот уже ………. ниточка восприятия постепенно, ….. уводит в состояние иллюзии….».
    И еще…»…….». Думаем о хорошем!
    БЛАГОДАРЮ ВАС, Екатерина!!!

    ‎Екатерина Мурашко. Журналист. Украина. Написала на ФБ:
    — » Александр!!! ВАШИ ЭССЕ – ЭТО ФАНТАСТИКА СОВЕРШЕНСТВА ПОЛЕТА МЫСЛИ, ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ НА КАЖДОМ «ПОВОРОТЕ» ПОЗНАНИЕМ МИРА… И есть этому обьяснение .. Вспомните , ещё Аристотель утверждал что ОСТРОУМИЕ –- ЭТО ДЕРЗОСТЬ, ПОЛУЧИВШАЯ ОБРАЗОВАНИЕ, а достоинство вашего стиля заключается в ясности мысли, изречений.
    Для себя открываю, всегда что — то новое.
    Познание мира начинается у Вас с умением удивлять… БРАВО…».
    Благодарю Вас, уважаемая Екатерина!

    Благодарю за восприятие моих эссе профессионалами и читателями из:
    Республики Беларусь, России, Украины, Литвы, Сербии, Болгарии, Польши,
    Чехии, Германии, Словакии, Италии, Молдавии, Эстонии, Болгарии, Израиля, США,
    Франции, Латвии, Австрии, Испании, Великобритании….:

  3. Катин Александр Яковлевич

    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-otklyuchki…/ «……Обнявшись чертою в черте, протираю стекло запотевшими чувствами, и медленно обретет размах все привычное и обычное……Тело встает, умывается, соединяется с мозгом рука… и, поднося черный кофе к губам наслаждается, с каждым глотком все видней проясняется, день начинается, и запущенный ритм заставляет забыть о мечтах. Дурь — наши чувства, стремленья, желанья, все прагматичнее гениев шаг. Может так лучше? Ведь жизнь продолжается, играя на струнах рутинный устав…..».

  4. Катин Александр Яковлевич

    Некоторые отзывы читателей:

    Ирина Шапурова. Филолог. Минск. Республика Беларусь. Написала на ФБ. «..я прочла Ваше эссе, посвященное Климту. ПРОСТО ПОТРЯСЕНИЕ КАКОЕ-ТО. Это не слова, это концентрированный бульон из цветов, любви, эротики, душного, напоенного тяжелыми или, напротив, легкими женскими духами воздуха. Я вчера долго думала. Суета, знаете ли. Перестаешь замечать прекрасное и думать о прекрасном. Очень красиво! Спасибо Вам!». Благодарю Вас, Ирина!

    https://klauzura.ru/2018/03/aleksandr-katin-abstraktsiya-esse/

    Ирина Шапурова. Филолог. Минск. Республика Беларусь.
    «КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ СТИХИ! ГЛУБОКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И ПРОСТО ЗАВОРАЖИВАЮЩИЕ. Слово нанизано на слово подобно древней мозаике, где камешек к камешку, оттенок к оттенку. отшлифовано и отточено до миллиметра. А.Я., Вы, случайно, не играете в шахматы? Каждое слово выверено, словно шахматный ход. Спасибо Вам! Удачи! Творите! Это ведь счастье…». Благодарю Вас, уважаемая Ирина!

    Наталья Гаснер.
    Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины. Республика Беларусь:
    «На мой взгляд, Ваше творчество, Александр Катин — редчайший и особенный случай, оно у Вас: ажурно, скрупулёзно, ювелирно, тонко. Одним словом: ФИЛИГРАННО!». Благодарю Вас, уважаемая Наталья!…).

  5. Катин Александр Яковлевич

    Отрывок из статьи – рецензии филолога Демченко Светланы Андреевны на эссе Александра Катина. «Слово о верлибрах Александра Катина… И не только…».
    14.01.2021 / Редакция© Copyright https://klauzura.ru/…/slovo-o-verlibrah-aleksandra…/
    Светлана Андреевна Демченко. .
    Лицензированный литературный критик.
    ЛКлуб мастеров современной прозы «Литера К».
    Журналист, литературовед, кандидат философских наук.
    Современный писатель. 14.01.2021 г.
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-vzaimoponimanie…/
    https://klauzura.ru/…/slovo-o-verlibrah-aleksandra…/

    «…Верлибры А.Катина не только анализировать, но и цитировать трудно (по внутреннему смыслу и тематике объёмны). Они, как камушки, кажущиеся под водой причудливыми, переливающимися, словно из другой реальности, не знающей земного созвучия и ритма. Встречаясь с ними, начинаешь понимать, что, их автор видит насквозь тот другой «камушковый» мир, и только ему ведомы его тайны.
    Читаем:
    «А я люблю нашу реку с лесом, с отмелями и плесами. /Она меня зовет. Скоро снег растает, и я обниму ее за талию,/ причешу водоросли, помою заводи, всплакну от эмоций,/ но никто посторонний не увидит моих грез. /Вода умоет лицо и унесет мои переживания,/ придав силы вновь улыбнуться от освежающих лицо хрустальных солнечных брызг…»………
    «……Выйдя корнями из народного фольклора, даже от Моисея и П.Сумарокова, в ХIХ-ХХ веках «свободный» стих получил свое развитие в поэзии многих известных авторов.
    Широко распространены верлибры И.Тургенева, К.Бальмонта, В.Брюсова, В.Хлебникова, Н.Гумилева, А.Фета, А.Блока, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Ф.Сологуба; из значительно более поздних авторов – К.Симонова, В.Солоухина, А.Вознесенского, А.Галича, Б.Окуджавы, Г.Алексеева, К.Некрасовой и сотен других наших современников. /8/
    В этот же ряд можно поставить теперь уже и верлибры А.Катина…..
    Считается, что если написанный текст выглядит целостно и создан вокруг главной выпукло поданной мысли, то вопрос о форме приводит к «свободному» стиху. Он может варьировать образы и ритмику до бесконечности. Примеры:
    у М.Цветаевой :- «Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе, /Где вечные сумерки, и вечные колокола. /И в маленькой деревенской гостинице/Тонкий звон старинных часов — словно капельки времени./И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды — /Флейта,/И сам флейтист в окне, /И большие тюльпаны на окнах. /И, может быть, Вы бы даже меня не любили»;
    у К.Некрасовой: — «Очень вкусен горный чеснок в мае./ И я пошла за ним в горы.
    На склонах лежали / Знаменами маки/. Навстречу бежали широколунные киргизята
    с охапками красных тюльпанов./ Шли чинно, рукой подперев на плечах горизонты,
    за водой к роднику молодые киргизки./ Из-под шелковых шалей на длинные косы
    сыпали блики пунцовые маки./ А на самой высокой вершине, стоял длинноухий,
    стоял черноокий осел, упираясь копытцами в камни» и т.д.;/9/;
    у А.Катина:- «Искры из глаз. Свет от автомобильных фар погас./ Стучу по металлическому корпусу, никто не отзывается./ Ищу сам не знаю, что, но оно есть и манит, шепчет в уши/, неотвратимо формирует пока неясный и расплывчатый образ из тумана,/ образовавшегося из воды, который окутывает все вокруг. /В тумане уже по уши блуждаю, хруст под ногами подтверждает, что движение есть,/ но куда непонятно./ Туман застыл как бы в одном измерении./ А вот уже слышу, что где-то еще чей-то хруст/ и справа… и слева, и впереди много хруста — возможно, пробивается толпа страждущих истины.
    Пытаюсь руками на ощупь проложить путь,/ машу лишь по туманному воздуху,/ как в турецкой бане, однако зябко./ Сажусь на корточки, трогаю пальцами землю. Ползу на четвереньках, вот дерево на земле,/ ищу пень от него, вот и он, пень свежий, новый пень.
    Человек прошел и опять новый пень./
    Сажусь на пень, достаю спички, зажигаю дерево, огонь загорается./ Туман, который из воды, расступается.
    Нет, плохо, пробую иначе./ Прохладно./ Беру металлическую пилу, спиливаю большое дерево, оно падает на землю, /разжигаю огонь, случайно опрокидываю ведро с водой на костер, /огонь гаснет, и опять становиться холодно и туманно.
    Все не так. /А если… Собираю сухие ветки от дерева, складываю их для костра на земле,/ разжигаю огонь, ставлю на огонь металлическое ведро с водой. /Будет и пища, и дерево дальше расти, и сады цвести.
    Уже лучше, теперь Ваш ход, Ваш вариант. /И не нужен новый пень, если думать Вам не лень».»….
    А.Катин — очень своеобразный автор, разносторонняя личность — учёный, врач, бард, художник, фотограф, автор многих книг, и т.д. Его творчество не избитое, и мне хотелось подчеркнуть эту его особенность.….

  6. Катин Александр Яковлевич

    РЕЦЕНЗИЯ.
    Светлана Андреевна Демченко.
    Москва. Россия. лицензированный литературный критик. ЛКлуб мастеров современной прозы «Литера К». Журналист, литературовед, кандидат философских наук, современный писатель.

    « Наверное, лень родилась раньше меня: какие-то странные и длинные паузы в творчестве.
    Но вот обратилась к своему авторскому портфелю, и как-то неожиданно родилась эта статья.
    А.Катин — очень своеобразный автор, разносторонняя личность — учёный, врач, бард, художник, фотограф, автор многих книг, и т.д. Его творчество не избитое, и мне хотелось подчеркнуть эту его особенность.»…. и еще.. » Эта статья идёт в русле главной направленности издания: необычайный взгляд на искусство. Спасибо редакции и лично Главному редактору Д.Г.Плынову за публикацию.».
    https://klauzura.ru/2021/01/slovo-o-verlibrah-aleksandra-katina-i-ne-tolko/

    РЕЦЕНЗИЯ.

    Екатерина Федосовна Буй (Мурашко) – Член союза Журналистов СССР с 1989 года.

    «Эссе поэта, прозаика и композитора из Витебска, Республика Беларусь, Александра Катина написаны в индивидуальном стиле стихов в прозе, в стиле реальной жизни и индивидуальности, в русле вечных идеалов, веры и надежды, любви к Родине.

    Автор философски и логично, четко и виртуозно высказывает мысли, рисуя словами различные сюжеты в «желтых ботинках», что позволяет при этом каждому читателю получить вдохновение, а также мыслить и самостоятельно, что дает возможность не просто прочитать эссе, но и ощутить их по своему, в русле излагаемой темы и позитива.
    Стандартные и нестандартные речевые обороты, уместные аллегории, синонимы и описания – как будто «картинки с выставки» — интересны, легко читаемы и впечатляющие.

    Эссе Александра Катина несут свет в наши души, направляют к стремлению достигнуть совершенства, окрыляют наши чувства и желания.
    Данные эссе заставляют читателя стоять крепко на земле и мечтами упираться в небо, а также помнить о бытие, о теле и о душе, а главное — о зависящей от каждого из нас балансирующей возможности процветания человеческой цивилизации.

    Именно поэтому, индивидуальность, желание и проза соединяются в эссе Александра Катина неповторимо. В его эссе все в движении: читаешь и чувствуешь исторический опыт и индивидуальные реакции времени, наблюдения и суждения, впечатления и жизненные эмоции. А контекст настоящего, прошедшего и будущего уводит читателя за линию горизонта.

    Эссе Александра Катина наполнены высоким уровнем яркой индивидуальности и литературной гармонии, культурой слова и мысли.
    Хочется пожелать будущим читателям таких же хороших, теплых и запоминающихся впечатлений».

    Екатерина Федосовна Буй (Мурашко) – Член союза Журналистов СССР с 1989 года.

  7. Катин Александр Яковлевич

    Светлана Андреевна Демченко. Москва. Россия.. Клуб мастеров современной прозы «Литера К». Журналист, литературовед, к.ф.н., современный писатель и т.д… написала на ФБ: » Наверное, лень родилась раньше меня: какие-то странные и длинные паузы в творчестве. Но вот обратилась к своему авторскому портфелю, и как-то неожиданно родилась эта статья. А.Катин — очень своеобразный автор, разносторонняя личность — учёный, врач, бард, художник, фотограф, автор многих книг, и т.д. Его творчество не избитое, и мне хотелось подчеркнуть эту его особенность.»…. и еще.. » Эта статья идёт в русле главной направленности издания: необычайный взгляд на искусство. Спасибо редакции и лично Главному редактору Д.Г.Плынову за публикацию.».
    Благодарю Вас, уважаемая Светлана Демченко. Меня балуют такие слова, но и придают силы, и желание созидать. СПАСИБО!!!
    И конечно, низко кланяюсь с благодарностью главному редактору журнала «Клаузура» — Плынову Дмитрию Геннадьевичу за то, что оценил и издал мои эссе.

  8. Катин Александр Яковлевич

    Написала на ФБ.Ирина Шапурова, Филолог. Минск .Республика Беларусь. «..я прочла Ваше эссе, посвященное Климту. ПРОСТО ПОТРЯСЕНИЕ КАКОЕ-ТО. Это не слова, это концентрированный бульон из цветов, любви, эротики, душного, напоенного тяжелыми или, напротив, легкими женскими духами воздуха. Я вчера долго думала. Суета, знаете ли. Перестаешь замечать прекрасное и думать о прекрасном. Очень красиво! Спасибо Вам!».

  9. Катин Александр Яковлевич

    «Слово о верлибрах Александра Катина… И не только…». Литературно – публицистический журнал «КЛАУЗУРА». Светлана Андреевна Демченко. Москва. Россия.. Клуб мастеров современной прозы «Литера К». Журналист, литературовед, кандидат философских наук, современный писатель. https://klauzura.ru/2021/01/slovo-o-verlibrah-aleksandra-katina-i-ne-tolko/
    14.01.2021 / Редакция

  10. Катин Александр Яковлевич

    Любовь Гринченко‎ для Катин Александр. ФИЛОЛОГ. УКРАИНА. Написала на ФБ 11 декабря 2019. ·
    » Читаю, Александр, Ваши эссе, и такое чувство, что я НИКОГДА НИЧЕГО ПОДОБНОГО не читала!!! Как феерично нанизываются в ваших текстах
    слова! В какие-то неимоверно волшебные гирлянды!

    Обыкновенные слова! Но как мастерски расставлены! Это Чудо! ВЫ ТАЛАНТ! Необыкновенный! Я в восторге! Нет слов. …

    Ваши эссе — бальзам на мою филологическую душу)))».

  11. Катин Александр Яковлевич

    Любов Грінченко‎ для Катин Александр. ФИЛОЛОГ. УКРАИНА. Написала на ФБ 11 декабря 2019. ·
    » Читаю, Александр, Ваши эссе, и такое чувство, что я НИКОГДА НИЧЕГО ПОДОБНОГО не читала!!! Как феерично нанизываются в ваших текстах
    слова! В какие-то неимоверно волшебные гирлянды!

    Обыкновенные слова! Но как мастерски расставлены! Это Чудо! ВЫ ТАЛАНТ! Необыкновенный! Я в восторге! Нет слов. …

    Ваши эссе — бальзам на мою филологическую душу)))».

  12. Катин Александр Яковлевич

    «Ваши эссе похожи на стихи в прозе! Ассоциации возникают с произведениями В.Г. Короленко, И.С. Тургенева». Любов Грінченко. Филолог. Ukraine.
    «Филигранное владение словом! Это я о ваших эссе»., «Красиво, правда. Повеяло Стивеном Кингом.».Филолог Любов Грінченко.

    Зарема Полуян. Литературовед. Витебск. Республика Беларусь. Написала на ФБ. «Саша! ты — умница,умеющий в обыденности уловить прекрасное и поднять настроение читателям.Ты Левитан литературный.».

    Нинель Рыкова. Искусствовед. Санкт- Петербург. Россия. «Ошеломило!!!! Спасибо…».

    Любов Грінченко. Филолог. Украина. «Бесподобно!!!».

    Barbara Jędrzejczyk, филолог. Польша. написала на ФБ «Dzień dobry! Milego dnia życzę…Pozdrawiam»

    Svetlana Gerassimova, г. Narva, Ida-Virumaa, Estonia. Искусствовед. Написала на ФБ .». «…до легкого головокружения, до чувства слабости в ногах, до чувства тепла по всему телу, до желания ощутить мир по-новому, вследствие воздействия силы слова на рецепторы обновления.» Это то, что я чувствую, читая Ваши эссе!». Svetlana Gerassimova, г. Narva, Ida-Virumaa, Estonia.».

    Олена Пінчук. Медик. УКРАИНА «ЗАЧАРОВУЄ…КЛАС!!!».

    Alexander Popelansky. Ученый. Сиэтл. США » Хорошо!».

    Карине Оганесян. Профессиональный музыкант. Искусствовед. Москва. Россия. «Поэтическая проза! Замечательно описаны чувства восприятия окружающей среды!».

    Любов Грінченко. ФИЛОЛОГ. Украина. «Красиво, правда. Повеяло Стивеном Кингом.».

    Ирина Шапурова. Филолог. Минск. Республика Беларусь. «Какие прекрасные стихи! Глубокие, философские и
    просто завораживающие. Слово нанизано на сллво подобно древней мозаике, где камешек к камешку, оттенок к оттенку. Отшлифовано и отточено до миллиметра. А.Я., Вы, случайно, не играете в шахматы? Каждое слово выверено, словно шахматный ход.
    Спасибо Вам! Удачи! Творите! Это ведь счастье…».

    Екатерина Мурашко. Журналист. Украина. Написала на ФБ » изумительно…»..

    Любов Грінченко. Филолог. Ukraine.Написала на ФБ. «Филигранное владение словом! Это я о ваших эссе».

    Любов Грінченко ФИЛОЛОГ, УКРАИНА. написала на ФБ «Да святится имя Твое! Здорово, как всегда!».

    Наталья Машковцева 17.09.2017
    «Есть талант писать музыку…а есть талант словами передавать музыку души …и этим талантом безусловно наполнены произведения Александра Яковлевича. Есть что-то между строк …. почти неуловимое… но возвышенное , что насыщает как свежий хлеб и освежает как прохладный воздух высоко в горах… Благодарю.». .Спасибо, что Вы, Наталья, увидели это между строк — » Есть что-то между строк …. почти неуловимое… но возвышенное , что насыщает как свежий хлеб и освежает как прохладный воздух высоко в горах… Благодарю.». Спасибо!

    Екатерина Мурашко. Журналист. Украина. Написала на ФБ .»..Свет или тьма, мед или лед, гадает луна, гадаю и я, что меня ждет, кто меня ждет, а может никто….прочла и задумалась… одиночество и тоска страшые вещи, ведущие к рюмке бития… Как же Вы правы… оно действительно ведет к помутневшим восприятием пространства… Вспомнила Александра Александровича Блока… как он реагировал …. зачиталась… У вас одно мировозрение…». — Ответил Александр Катин — Благодарю, Екатерина! Я очень люблю творчество Александра Блока. Спасибо за такое, неожиданно очень высокое, сравнение с Великим А.Блоком. Спасибо!!!

    Svetlana Gerassimova. Искусствовед. Эстония Написала на ФБ. «…до легкого головокружения, до чувства слабости в ногах, до чувства тепла по всему телу, до желания ощутить мир по-новому, вследствие воздействия силы слова на рецепторы обновления.» Это то, что я чувствую, читая Ваши эссе!».
    Александр Катин «Спасибо всем!!! Эссе, каким- то образом, получились как «пластинки», как «выставки», которые разными людьми (а нередко, одними и теми же, в разные дни прочтения), воспринимаются по разному, по своему, по иному.

    Эссе позволяют сказать о многом кратко, а значительно больше — между строк — для тех, кто захочет их так прочесть. Эссе могут быть лозунгами, а могут быть и философией.».

  13. Александр Катин

    Екатерина Мурашко, журналист, написала на ФБ. «Александр, вы просто генний… как легко всё исправить… — Обнявшись чертою в черте, протирайте стекло запотевшими чувствами, и медленно обретет размах все привычное и обычное». …

  14. Александр Катин

    Любов Грінченко, филолог. Написала на ФБ «Мой выбор — «нырнуть в мечты».

  15. Александр Катин

    Екатерина Мурашко, журналист, написала на ФБ «Как вы правы… А я лечу…Пусть злятся те, кто не хотел, что бы я Летел!!!».

  16. Александр Катин

    Ваши эссе похожи на стихи в прозе! Ассоциации возникают с произведениями В Короленко, И.С. Тургенева.Любов Грінченко Из Kulykivka, Chernihivs’Ka Oblast’, Ukraine

  17. Александр Катин

    Эссе, каким- то образом, получились как «пластинки», как «выставки», которые разными людьми (а нередко, одними и теми же, в разные дни прочтения), воспринимаются по разному, по своему, по иному.
    Эссе позволяют сказать о многом кратко, а значительно больше — между строк — для тех, кто захочет их так прочесть. Эссе могут быть лозунгами, а могут быть и философией.

  18. Александр Катин

    Чашка кофе с мелодией, которая (музыка) витала во сне, а пришла, как проснулись, свернулась калачиком где-то в ногах, и так хорошо, что нельзя шевельнуться? И чтобы продлить этот благостный миг, мелодии унесут все ненужное. Спасибо, что они есть, что они и есть — защита и оружие.

    «Обнявшись чертою в черте, протирайте стекло запотевшими чувствами, и медленно обретет размах все привычное и обычное……Тело встает, умывается, соединяется с мозгом рука… и, поднося черный кофе к губам наслаждается, с каждым глотком все видней проясняется, день начинается, и запущенный ритм заставляет забыть о мечтах. Дурь — наши чувства, стремленья, желанья, все прагматичнее гениев шаг. Может так лучше? Ведь жизнь продолжается, играя на струнах рутинный устав.»

  19. alla

    Чудесная штука — жизнь!!!

  20. Александр Катин

    https://klauzura.ru/2017/…/aleksandr-katin-zov-predkov-esse/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-vzaimoponimanie-s-ve…/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-letat-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-veter-esse/
    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-ryba-esse/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-tochka-tochka-zapyat…/
    https://klauzura.ru/2017/05/aleksandr-katin-reka-esse/
    https://klauzura.ru/2017/06/aleksandr-katin-kovarstvo-esse/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-ni-o-chem-esse/
    https://klauzura.ru/2017/04/aleksandr-katin-sueta-esse/
    https://klauzura.ru/2017/07/aleksandr-katin-glaza-esse/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-transkriptsii-v-muzy…/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-otklyuchki-pereklyuc…/
    https://klauzura.ru/2017/05/aleksandr-katin-kak-hochu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-kupalnya-esse/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-raz-dva-chetyre-pyat…/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-potomu-chto-potomu-e…/
    https://klauzura.ru/2017/08/aleksandr-katin-trio-esse/
    https://klauzura.ru/2017/09/aleksandr-katin-na-plavu-esse/
    https://klauzura.ru/2017/10/aleksandr-katin-ono-esse/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-znakomstvo-osenyu-es…/
    https://klauzura.ru/2017/11/aleksandr-katin-u-psihologa/
    https://klauzura.ru/2017/12/aleksandr-katin-ku-ku-esse/
    https://klauzura.ru/…/aleksandr-katin-chut-chut-pro-schast…/
    https://klauzura.ru/2018/…/aleksandr-katin-vsemu-svetu-esse/

  21. Александр Катин

    Благодарю.

  22. Светлана Демченко

    Жизнь с » волнами, нанизанными, как шашлык»… Образы, метафоры интересные. Похвально.

    • Катин Александр Яковлевич

      Благодарю Вас, уважаемая Светлана Демченко!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика